Организационные вопросы информационной безопасности. Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности. Организационные вопросы безопасности

Введение

Защита информации в Российской Федерации

Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности

Информационное законодательство - основной источник информационного права

Правовые проблемы информационной безопасности

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Правовые проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние - режим реального времени. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, возможно, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

изучить понятие информационной безопасности;

рассмотреть нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере информационной безопасности;

отразить степень соответствия существующих норм реально имеющимся отношениям;

сформулировать свои предложения по совершенствованию законодательства.

1. Защита информации в Российской Федерации

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов:

Информация - это:

) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретает в последние десятилетия и особенно в настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач. Защита информации обеспечивается в любом государстве и в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

В настоящее время большие изменения происходят в методологии защиты информации. Осуществляется переход от дорогостоящего скрытия заведомо завышенного объема данных к гарантированной защите принципиально важных, «узловых точек».

2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности

Государственная политика в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

Акты федерального законодательства:

Международные договоры РФ;

Конституция РФ;

Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

Указы Президента РФ;

Постановления правительства РФ;

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

К нормативно-методическим документам можно отнести

Методические документы государственных органов России:

Доктрина информационной безопасности РФ;

Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);

Приказы ФСБ;

Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

Методические указания.

За последние годы российское законодательство существенно обновилось. Особенно это коснулось тех сфер правового регулирования, где приняты кодифицированные акты, в том числе Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный и Лесной, Земельный, Трудовой, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. С их принятием появились реальные условия для проведения полноценной систематизации законодательства и издания Свода законов России.

При формировании законодательства в информационной сфере в самостоятельную отрасль, формирующееся законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности является подотраслью информационного законодательства, а при его кодификации в случае принятия Информационного кодекса Российской Федерации может стать его составной частью. Сегодня же, признавая информационное право в качестве отрасли российского права, следует учитывать, что ему не соответствует в законодательстве информационное законодательство в качестве отрасли российского законодательства и его формирование является делом трудным, рассчитанным, по-видимому, на долгие годы.

. Информационное законодательство - основной источник информационного права

Вопросы, связанные с информационным законодательством требуют отражения внимания государства к ряду направлений деятельности в области информатизации. Можно отметить из них наиболее очевидные.

Формирование информационных ресурсов и развитие информационной деятельности - деятельности, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей информации в самых разных организационных формах (документированная, звуковая, световая, цифровая и т.п.); деятельности по созданию средств обработки информации в электронном виде - создание программ, программного обеспечения и иных средств работы с информацией и ее транспортировкой (коммуникацией) по каналам связи, сетям в соответствии с типами организации информационных систем и сетей на основе современных технических и технологических достижений; управление качеством информационных технологий (достоверность, полнота, неуязвимость передаваемой информации и создание средств ее защиты в системах информационной безопасности); организация рынка информационных технологий. Все эти направления могут быть объединены в блок формирования специальной отрасли информатики, объединяющей проблемы создания, производства и использования средств информатизации, информационных технологий в широком понимании.

Вторым крупным блоком в системе государственного управления является деятельность по организации применения средств информатизации и информационных ресурсов в самых разных сферах социального развития.

Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере.

Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их взаимодействия. Деятельность органов государственной власти - законодательных, исполнительных, правоохранительных - только и может быть продуктивной и эффективной при условии применения информационных технологий в работе аппарата каждого органа и в системе взаимодействия различных органов между собой.

Четвертый блок в сфере государственного управления в области информационных технологий составляет деятельность каждого из ведомств и государственных организаций, которые самостоятельно и с учетом своих потребностей обеспечивают процессы информационного обеспечения своей деятельности. При отсутствии должной координации на уровне федерации это направление деятельности подвержено местничеству и заканчивается неоправданной тратой средств, несовместимостью средств информатизации, в том числе и информационных технологий в едином пространстве страны.

Поддержка процессов информатизации во всех секторах хозяйства и культуры страны, во всех сферах социального развития и жизнеобеспечения; привлечение населения к новым методам работы с информацией на основе воспитания информационной культуры, переподготовки кадров и массового обучения молодого поколения работе в новых условиях. Здесь сосредоточены организационно-правовые проблемы обеспечения реализации права на информацию различных субъектов, разрешение конфликтов в области формирования и использования информационных технологий.

Все обозначенные направления государственного управления в области информационных технологий реализуются на основе создания и применения соответствующих законов и иных правовых актов, введения обязательных государственных стандартов, методик и правил.

4. Правовые проблемы информационной безопасности

Законом РФ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Можно выделить три основных направления правового обеспечения информационной безопасности.

Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

Режим защиты информации устанавливается:

в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;

в отношении персональных данных.

В целом вопросы этого направления правового обеспечения информационной безопасности условно разделяются на защиту открытой информации и защиту информации ограниченного доступа.

Защита открытой информации осуществляется нормами института документированной информации. Защита информации ограниченного доступа регулируются нормами: института государственной тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.

Объекты правоотношений в области информационной безопасности - это духовность, нравственность и интеллектуальность личности и общества, права и свободы личности в информационной сфере; демократический строй, знания и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Субъектами правоотношений в области информационной безопасности выступают личность, государство, органы законодательной, исполнительной и судебных властей, система обеспечения безопасности, граждане.

Ответственность за правонарушения в информационной сфере устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая ответственность.

Основной проблемой в сфере информационной безопасности является отсутствие на настоящий момент кодифицированного законодательного свода, объединившего бы в себе все разбросанные по российскому законодательству статьи, посвященные информационной безопасности и информационному праву в целом, как отрасли права.

Заключение

информационная безопасность законодательный правовой

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и др.

Правовая наука пока не может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен откликаться на коллизии в этой среде. Важное направление работы и области создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг создания и использования таких объектов, как информационные технологии и вычислительная техника.

Информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.

В заключении необходимо сказать, что информационная безопасность России является базовой составляющей национальной безопасности России. Она напрямую влияет на эффективную работу органов государственной власти, является неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом.

Внедрение современных технологий и законодательная основа защиты информации должна стать мощным звеном в укреплении вертикали власти в России и ее становлении как экономически и политически сильного государства на мировой арене.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»

4.Горбачев В.С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информации в информационных системах. М. 2007.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.

Составляющие информационной безопасности

В общем случае информационную безопасность (ИБ) можно определить как "защищенность информации, ресурсов и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений – производителям, владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре" .

Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации: это принципиально более широкое понятие, включающее защиту информации, технологий и систем.

Требования по обеспечению безопасности в различных аспектах информационной деятельности могут существенно отличаться, однако они всегда направлены на достижение следующих трех основных составляющих информационной безопасности:

  • целостности . Это в первую очередь актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения, а именно: данные и информация, на основе которой принимаются решения, должны быть достоверными, точными и защищенными от возможных непреднамеренных и злоумышленных искажений;
  • конфиденциальности . Засекреченная информация должна быть доступна только тому, кому она предназначена. Такую информацию невозможно получить, прочитать, изменить, передать, если на это нет соответствующих прав доступа;
  • доступности (готовности). Это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу, т.е. данные, информация и соответствующие службы, автоматизированные сервисы, средства взаимодействия и связи должны быть доступны и готовы к работе всегда, когда в них возникает необходимость.

Деятельность по обеспечению информационной безопасности направлена на то, чтобы не допустить, предотвратить или нейтрализовать следующие действия:

  • несанкционированный доступ к информационным ресурсам (НСД, Unauthorized Access – UAA);
  • искажение, частичную или полную утрату конфиденциальной информации;
  • целенаправленные действия (атаки) по разрушению целостности программных комплексов, систем данных и информационных структур;
  • отказы и сбои в работе программно-аппаратного и телекоммуникационного обеспечения.

Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных технологий и систем (ИТ/ИС).

Оценка реальной ситуации сводится в большинстве случаев к ответу на ключевые вопросы, составляющие системную основу для обеспечения информационной безопасности, и в частности надо ли защищаться, от кого и чего следует защищаться, что и как требуется защищать, какие меры обеспечат эффективность защиты, а также оценить предполагаемую стоимость разработки, внедрения, эксплуатации, сопровождения и модернизации систем безопасности.

Первые три вопроса непосредственным образом относятся к проблеме оценки реальных угроз (рис. 7.1) 16]. Ответы на эти вопросы неоднозначны – многое зависит от структуры, области деятельности и целей компании. При интеграции индивидуальных и корпоративных информационных систем и ресурсов в единую информационную инфраструктуру определяющим фактором является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в единую инфраструктуру.

Рис. 7.1.

В едином информационном пространстве государственной структуры или коммерческой фирмы должны быть созданы механизмы и инструмент аутентификации для проверки подлинности пользователя, сообщения и контента. Таким образом, должна быть создана система информационной безопасности, которая включала бы необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:

  • от нарушения функционирования информационного пространства путем исключения воздействия на информационные каналы и ресурсы;
  • несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток по использованию ресурсов информационного пространства, приводящих к нарушению его целостности;
  • разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью выявления неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала;
  • внедрения программных " вирусов " и "закладок " в программные продукты и технические средства.

Особо следует отметить задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информационной среде, так как в процессе модификации КИС неизбежно возникновение нештатных ситуаций незащищенности системы (так называемые "дыры в системе").

Наряду с анализом существующих в компании конкретных средств защиты должна осуществляться разработка политики в области информационной безопасности, включающей совокупность организационно-распорядительных мер и документов, а также методологических и технических решений, являющихся основой для создания инфраструктуры информационной безопасности (рис. 7.2) .

Рис. 7.2.

Следующим этапом по разработке комплексной системы информационной безопасности служит приобретение, установка и настройка средств и механизмов защиты информации. К таким средствам можно отнести системы защиты информации от несанкционированного доступа, системы криптографической защиты, межсетевые экраны (брандмауэры, файерволы), средства анализа защищенности и др. Для правильного и эффективного применения установленных средств защиты необходим квалифицированный персонал.

С течением времени имеющиеся средства защиты устаревают, выходят новые версии систем обеспечения информационной безопасности, постоянно расширяется список найденных уязвимых мест и атак, меняются технология обработки информации, программные и аппаратные средства, а также персонал компании. Поэтому необходимо регулярно пересматривать разработанные организационнораспорядительные документы, проводить обследование ИС или ее подсистем, обучать персонал и обновлять средства защиты.

Любое предприятие, получающее ресурсы, в том числе и информационные, перерабатывает их, чтобы в конечном итоге реализовать на рынке собственный коммерческий продукт. При этом оно порождает специфическую внутреннюю среду, которая формируется усилиями персонала всех структурных подразделений, а также техническими средствами и технологическими процессами, экономическими и социальными отношениями как внутри предприятия, так и во взаимодействии с внешней средой.

Корпоративная информация отражает финансово- экономическое состояние предприятия и результаты его деятельности. Примеры подобной информации – это регистрационные и уставные документы, долгосрочные и текущие планы, приказы, распоряжения, отчеты, производственные данные, данные о движении финансов и других ресурсов, сведения о подготовке персонала и сферах применения продуктов деятельности, включая методы и каналы сбыта, технику продаж, заказы, логистику, информацию о поставщиках и партнерах.

Источники корпоративной информации – директорат и администрация предприятия, планово-финансовые подразделения, бухгалтерия, ИТ-отделы и вычислительные центры, отделы главного инженера и главного механика, производственные подразделения, юридические, эксплуатационные и ремонтные службы, отделы логистики, закупки и сбыта и т.д.

Корпоративная среда включает государственные, экономические, политические и социальные субъекты, действующие за пределами предприятия. Информация вне корпоративной среды часто неполна, противоречива, приблизительна, разнородна и неадекватно отражает состояние внешней среды. Примерами внешней информации, выходящей за пределы корпоративной среды, являются состояние рынка (его долговременное и текущее состояние, тенденции в деловой среде, колебания спроса и предложения, нестабильность ситуации, изменчивость, противоречивость требований), изменения в законодательстве, ожидания потребителей, "происки" конкурентов, последствия политических событий и т.д.

Бо́льшая часть этой информации является открытой, однако в зависимости от особенностей внутренней деятельности и взаимодействия с внешним миром часть информации может быть предназначена "для служебного пользования", т.е. быть "строго конфиденциальной" или "секретной". Такая информация является, как правило, "закрытой" и требует соответствующих мер защиты.

Для обеспечения безопасности при работе с охраняемой информацией следует, во-первых, выстроить политику работы с конфиденциальной и служебной информацией, разработать и внедрить соответствующие руководства и процедуры и, во-вторых, обеспечить необходимые программно-аппаратные ресурсы.

Программно-аппаратные средства для работы с охраняемой информацией либо встраиваются в соответствующие модули корпоративной информационной системы (КИС), либо используются локально в системах, оговоренных в политике ИБ. К ним относятся устройства, осуществляющие:

  • мониторинг перемещения конфиденциальной информации по информационной системе (Data-in-Shell);
  • управление контролем утечки данных через сетевой трафик по протоколам TCP/IP, SMTP, IMAP, HTTP(s), IM (ICQ, AOL, MSN), FTP, SQL, собственных протоколов посредством фильтрации контента на уровне:
  • – шлюза, через который идет трафик из внутренней сети во внешнюю сеть (Data-in-Motion);
  • – сервера, обрабатывающего определенный тип трафика (Data-at-Rest);
  • – рабочей станции (Data-in-Use);
  • – внутренних каналов почты Microsoft Exchange, Lotus Notes и др.
  • – управления контролем утечки охраняемой информации с рабочих станций, периферийных и мобильных
  • – установления проактивной защиты и персональных сетевых экранов;
  • – теневого копирования информационных объектов в единую базу контентной фильтрации для всех каналов по единым правилам.

Грамотно организовать защиту охраняемых данных и информации нелегко и недешево. Для этого нужно провести классификацию данных, тщательную инвентаризацию информационных ресурсов, выбрать адекватное программноаппаратное решение, разработать и внедрить совокупность регламентирующих документов по обеспечению внутренней безопасности. Главную роль в этой непростой работе по минимизации рисков утечки данных играют компетентность и воля высшего руководства предприятия, актуальные политики и эффективные программные средства, а также режим коммерческой тайны при работе с охраняемой информацией.

Прежде, чем начинать разговор об организации эффективной и надежной защиты информации в операционных системах, определим круг угроз, от которых необходимо защититься. Угрозы безопасности операционной системы существенно зависят от условий эксплуатации системы, от того, какая информация хранится и обрабатывается в системе, и т.д. На­пример, если операционная система используется главным образом для организации электронного документооборота, наиболее опасны угрозы, связанные с несанкционированным доступом (НСД) к файлам. Если же операционная система используется как платформа для провайдера Inter­net-услуг, очень опасны атаки на сетевое программное обеспечение операционной системы.

Все попытки взлома защиты компьютерных систем можно разделить на три группы:

Атаки на уровне операционной системы;

Атаки на уровне сетевого программного обеспечения;

Атаки на уровне систем управления базами данных.

Атаки на уровне систем управления базами данных

Защита СУБД является одной из самых простых задач. Это связано с тем, что СУБД имеют строго определенную внутреннюю структуру, и операции над элементами СУБД заданы довольно четко. Есть четыре основных действия - поиск, вставка, удаление и замена элемента. Другие операции являются вспомогательными и применяются достаточно редко. Наличие строгой структуры и четко определенных операций упрощает решение задачи защиты СУБД. В большинстве случаев хакеры предпочитают взламывать защиту компьютерной системы на уровне операционной системы и получать доступ к файлам СУБД с помощью средств операционной системы. Однако в случае, если используется СУБД, не имеющая достаточно надежных защитных механизмов, или плохо протестированная версия СУБД, содержащая ошибки, или если при определении политики безопасности администратором СУБД были допущены ошибки, то становится вполне вероятным преодоление хакером защиты, реализуемой на уровне СУБД.

Кроме того, имеются два специфических сценария атаки на СУБД, для защиты от которых требуется применять специальные методы. В первом случае результаты арифметических операций над числовыми полями СУБД округляются в меньшую сторону, а разница суммируется в некоторой другой записи СУБД (как правило, эта запись содержит личный счет хакера в банке, а округляемые числовые поля относятся к счетам других клиентов банка). Во втором случае хакер получает доступ к полям записей СУБД, для которых доступной является только статистическая информация. Идея хакерской атаки на СУБД - так хитро сформулировать запрос, чтобы множество записей, для которого собирается статистика, состояло только из одной записи.

Атаки на уровне операционной системы

Защищать операционную систему, в отличие от СУБД, гораздо сложнее. Дело в том, что внутренняя структура современных операционных систем чрезвычайно сложна, и поэтому соблюдение адекватной политики безопасности является значительно более трудной задачей. Среди людей несведущих бытует мнение, что самые эффективные атаки на операционные системы могут быть организованы только с помощью сложнейших средств, основанных на самых последних достижениях науки и техники, а хакер должен быть программистом высочайшей квалификации. Это не совсем так.

Никто не спорит с тем, что пользователю следует быть в курсе всех новинок в области компьютерной техники. Да и высокая квалификация - совсем не лишнее. Однако искусство хакера состоит отнюдь не в том, чтобы взламывать любую компьютерную защиту. Нужно просто суметь найти слабое место в конкретной системе защиты. При этом простейшие методы взлома оказываются ничуть не хуже самых изощренных, поскольку, чем проще алгоритм атаки, тем больше вероятность ее завершения без ошибок и сбоев, особенно если возможности предварительного тестирования этого алгоритма в условиях, приближенных к "боевым", весьма ограничены.

Успех реализации того или иного алгоритма хакерской атаки на практике в значительной степени зависит от архитектуры и конфигурации конкретной операционной системы, являющейся объектом этой атаки.

Единой и общепринятой классификации угроз безопасности опера­ционных систем пока не существует. Однако можно классифицировать эти угрозы по различным аспектам их реализации.

Классификация угроз по цели:

Несанкционированное чтение информации;

Несанкционированное изменение информации;

Несанкционированное уничтожение информации;

Полное или частичное разрушение операционной системы (под разрушением операционной системы понимается целый комплекс разрушающих воздействий от кратковременного вывода из строя ("завешивания") отдельных программных модулей системы до физического стирания с диска системных файлов).

Классификация угроз по принципу воздействия на операционную систему:

Использование известных (легальных) каналов получения информации; например, угроза несанкционированного чтения файла, доступ пользователей к которому определен некорректно - разрешен доступ пользователю, которому согласно адекватной политике безопасности доступ должен быть запрещен;

Использование скрытых каналов получения информации; например, угроза использования злоумышленником недокументированных во­зможностей операционной системы;

Создание новых каналов получения информации с помощью программных закладок.

Классификация угроз по характеру воздействия на операционную систему:

Активное воздействие - несанкционированные действия злоумы­шленника в системе;

Пассивное воздействие - несанкционированное наблюдение злоумышленника за процессами, происходящими в системе.

Классификация угроз по типу используемой злоумышленником слабости защиты:

Неадекватная политика безопасности, в том числе и ошибки администратора системы;

Ошибки и недокументированные возможности программного обеспечения операционной системы, в том числе и так называемые люки - случайно или преднамеренно встроенные в систему "служебные входы", позволяющие обходить систему защиты; обычно люки создаются разработчиками программного обеспечения для тестирования и отладки, и иногда разработчики забывают их удалить или оставляют специально;

Ранее внедренная программная закладка.

Классификация угроз по способу воздействия на объект атаки:

Непосредственное воздействие;

Превышение пользователем своих полномочий;

Работа от имени другого пользователя;

Использование результатов работы другого пользователя (например, несанкционированный перехват информационных потоков, инициированных другим пользователем).

Классификация угроз по способу действий злоумышленника (нару шителя):

В интерактивном режиме (вручную);

В пакетном режиме (с помощью специально написанной программы, которая выполняет негативные воздействия на операционную систему без непосредственного участия пользователя-нарушителя).

Классификация угроз по объекту атаки:

Операционная система в целом;

Объекты операционной системы (файлы, устройства и т.д.);

Субъекты операционной системы (пользователи, системные процессы и т.д.);

Каналы передачи данных.

Классификация угроз по используемым средствам атаки:

Штатные средства операционной системы без использования дополнительного программного обеспечения;

Программное обеспечение третьих фирм (к этому классу программного обеспечения относятся как компьютерные вирусы и другие вредон­осные программы (exploits), которые можно легко найти в Internet, так и программное обеспечение, изначально разработанное для других целей: отладчики, сетевые мониторы и сканеры и т.д.);

Специально разработанное программное обеспечение.

Классификация угроз по состоянию атакуемого объекта операционной системы на момент атаки:

Хранение;

Передача;

Обработка.

Типичные атаки на операционную систему

    Сканирование файловой системы.

Данная атака является одной из наиболее тривиальных, но в то же время одной из наиболее опасных. Суть атаки заключается в том, что злоумышленник просматривает файловую систему компьютера и пытается прочесть (или скопировать или удалить) все файлы подряд. Если он не получает доступ к какому-то файлу или каталогу, то продолжает сканирование. Если объем файловой системы достаточно велик, рано или поздно обнаруживается хотя бы одна ошибка администратора. В результате злоумышленник получает доступ к информации, доступ к которой должен быть ему запрещен. Данная атака может осуществляться специальной программой, которая выполняет вышеописанные действия в автоматическом режиме.

Несмотря на кажущуюся примитивность описанной атаки, защититься от нее не так просто. Если политика безопасности допускает анонимный или гостевой вход в систему, администраторам остается только надеяться, что права доступа ко всем файлам системы, число которых может составлять сотни тысяч, определены абсолютно корректно. Если же анонимный и гостевой вход в систему запрещен, поддержание адекватной политики регистрации потенциально опасных событий (аудита) позволяет организовать эффективную защиту от этой угрозы. Впрочем, следует отметить, что поддержание адекватной политики аудита требует от администраторов системы определенного искусства. Кроме того, если данная атака осуществляется злоумышленником от имени другого пользователя, аудит совершенно неэффективен.

    Кража ключевой информации .

В простейшем случае эта атака заключается в том, что злоумышленник подсматривает пароль, набираемый пользователем. То, что все современные операционные системы не высвечивают на экране вводимый пользователем пароль, несколько затрудняет эту задачу, но не делает ее невыполнимой. Известно, что для того, чтобы восстановить набираемый пользователем пароль только по движениям рук на клавиатуре, достаточно всего несколько недель тренировок. Кроме того, достаточно часто встречается ситуация, когда пользователь ошибочно набирает пароль вместо своего имени, которое, в отличие от пароля, на экране высвечивается.

Некоторые программы входа в операционную систему удаленного сервера допускают ввод пароля из командной строки. К таким командам относится, например, команда nwlogin операционной системы UNIX, предназначенная для входа на сервер Novell NetWare. При использовании с ключом -р она позволяет вводить пароль в командной строке, например: nwlogin server user -ppassword

При вводе пароля в командной строке пароль, естественно, отображается на экране и может быть прочитан злоумышленником. Известны случаи, когда пользователи создавали командные файлы, состоящие из команд, подобных вышеприведенной, для автоматического входа на удаленные серверы. Если злоумышленник получает доступ к такому файлу, тем самым он получает доступ ко всем серверам, к которым имеет доступ данный пользователь, в пределах предоставленных ему полномочий.

Иногда пользователи, чтобы не забыть пароль, записывают его на бумагу, которую приклеивают к нижней части клавиатуры, к задней стенке системного блока или в какое-нибудь другое якобы укромное место. В этом случае пароль рано или поздно становится добычей злоумышленника. Особенно часто такие ситуации имеют место в случаях, когда политика безопасности требует от пользователей использовать длинные, трудные для запоминания пароли.

Наконец, потеря или кража внешнего носителя парольной информации (дискеты или электронного ключа, на которых хранится пароль пользователя, предназначенный для входа в операционную систему).

    Подбор пароля.

Подбор пароля по частоте встречаемости символов и биграмм;

Подбор пароля с помощью словарей наиболее часто применяемых паролей;

Подбор пароля с привлечением знаний о конкретном пользователе - его имени, фамилии, номера телефона, даты рождения и т. д.;

Подбор пароля с использованием сведений о существовании эквивалентных паролей, при этом из каждого класса опробуется всего один пароль, что может значительно сократить время перебора;

Полный перебор всех возможных вариантов пароля.

    Сборка мусора.

Во многих операционных системах информация, уничтоженная пользователем, не уничтожается физически, а помечается как уничтоженная. С помощью специальных программных средств эта информация (так называемый мусор) может быть в дальнейшем восстановлена. Суть данной атаки заключается в том, что злоумышленник восстанавливает эту информацию, просматривает ее и копирует интересующие его фрагменты. По окончании просмотра и копирования вся эта информация вновь "уничтожается". В некоторых операционных системах, таких как Windows 95, злоумышленнику даже не приходится использовать специальные программные средства - ему достаточно просто просмотреть "мусорную корзину" компьютера.

Сборка мусора может осуществляться не только на дисках компьютера, но и в оперативной памяти. В этом случае специальная программа, запущенная злоумышленником, выделяет себе всю или почти всю доступную оперативную память, просматривает ее содержимое и копирует фрагменты, содержащие заранее определенные ключевые слова. Если операционная система не предусматривает очистку памяти при выделении, злоумышленник может получить таким образом много интересной для него информации, например содержание области памяти, только что освобожденной текстовым редактором, в котором редактировался конфиденциальный документ.

    Превышение полномочий.

При реализации данной угрозы злоумышленник, используя ошибки в программном обеспечении операционной системы и/или политике безопасности, получает полномочия, превышающие те, которые ему предоставлены в соответствии с политикой безопасности. Обычно это достигается путем запуска программы от имени дру­гого пользователя, имеющего необходимые полномочия, или в качестве системной программы (драйвера, сервиса, и т.д.). Либо происходит подмена динамически загружаемой библиотеки, используемой системными программами, или изменение переменных среды, описывающих путь к таким библиотекам.

    Программные закладки.

Программные закладки, внедряемые в операционные системы, не имеют существенных отличий от других классов программных закладок.

    О тказ в обслуживании.

Целью этой атаки является частичный или полный вывод из строя операционной системы:

Внедрение «жадных» программ. Жадными называются программы, преднамеренно захватывающие значительную часть ресурсов компьютера, в результате чего другие программы не могут выполняться или выполняются крайне медленно и неэффективно. Часто запуск жадной программы приводит к краху операционной системы;

Бомбардировка запросами (хакерская программа постоянно направляет операционной системе запросы, реакция на которые требует привлечения значительных ресурсов компьютера);

Использование ошибок в программном обеспечении или администрировании.

Если в программном обеспечении компьютерной системы нет ошибок, и ее администратор строго соблюдает политику безопасности, рекомендованную разработчиками операционной системы, то атаки всех перечисленных типов малоэффективны. Дополнительные меры, которые должны быть предприняты для повышения уровня безопасности, в значительной степени зависят от конкретной операционной системы, под управлением которой работает данная компьютерная система. Тем не менее, приходится признать, что вне зависимости от предпринятых мер полностью устранить угрозу взлома компьютерной системы на уровне операционной системы невозможно. Поэтому политика обеспечения безопасности должна проводиться так, чтобы, даже преодолев защиту, создаваемую средствами операционной системы, хакер не смог нанести серьезного ущерба.

Атаки на уровне сетевого программного обеспечения

СПО является наиболее уязвимым, потому что канал связи, по которому передаются сообщения, чаще всего не защищен, и всякий, кто может иметь доступ к этому каналу, соответственно, может перехватывать сообщения и отправлять свои собственные. Поэтому на уровне СПО возможны следующие хакерские атаки:

Прослушивание сегмента локальной сети (в пределах одного и того же сегмента локальной сети любой подключенный к нему компьютер в состоянии принимать сообщения, адресованные другим компьютерам сегмента, и следовательно, если компьютер хакера подсоединен к некоторому сегменту локальной сети, то ему становится доступен весь информационный обмен между компьютерами этого сегмента);

Перехват сообщений на маршрутизаторе (если хакер имеет привилегированный доступ к сетевому маршрутизатору, то он получает возможность перехватывать все сообщения, проходящие через этот маршрутизатор, и хотя тотальный перехват невозможен из-за слишком большого объема, чрезвычайно привлекательным для хакера является выборочный перехват сообщений, содержащих пароли пользователей и их электронную почту);

Создание ложного маршрутизатора (путем отправки в сеть сообщений специального вида хакер добивается, чтобы его компьютер стал маршрутизатором сети, после чего получает доступ ко всем проходящим через него сообщениям);

Навязывание сообщений (отправляя в сеть сообщения с ложным обратным сетевым адресом, хакер переключает на свой компьютер уже установленные сетевые соединения и в результате получает права пользователей, чьи соединения обманным путем были переключены на компьютер хакера);

Отказ в обслуживании (хакер отправляет в сеть сообщения специальною вида, после чего одна или несколько компьютерных систем, подключенных к сети, полностью или частично выходят из строя).

Поскольку хакерские атаки на уровне СПО спровоцированы открытостью сетевых соединений, разумно предположить, что для отражения этих атак необходимо максимально защитить каналы связи и тем самым затруднить обмен информацией по сети для тех, кто не является легальным пользователем. Ниже перечислены некоторые способы такой защиты:

Максимальное ограничение размеров компьютерной сети (чем больше сеть, тем труднее ее защитить);

Изоляция сети от внешнего мира (по возможности следует ограничивать физический доступ к компьютерной сети извне, чтобы уменьшить вероятность несанкционированного подключения хакера);

Шифрование сетевых сообщений (тем самым можно устранить угрозу перехвата сообщений, правда, за счет снижения производительности СПО и роста накладных расходов);

Электронная цифровая подпись сетевых сообщений (если все сообщения, передаваемые по компьютерной сети, снабжаются электронной цифровой подписью, и при этом неподписанные сообщения игнорируются, то можно забыть про угрозу навязывания сообщений и про большинство угроз, связанных с отказом в обслуживании);

Использование брандмауэров (брандмауэр является вспомогательным средством защиты, применяемым только в том случае, если компьютерную сеть нельзя изолировать от других сетей. Поскольку брандмауэр довольно часто не способен отличить потенциально опасное сетевое сообщение от совершенно безвредного, то в результате типичной является ситуация, когда брандмауэр не только не защищает сеть от хакерских атак, но даже препятствует ее нормальному функционированию).

Понятие информационной безопасности. Понятие информационной безопасности в российской юридической терминологии не является устоявшимся по причине отсутствия единого методологического основания, на базе которого только и могут быть определены его сущность, степень необходимости использования и границы применения. К сожалению, это методологическое основание до сих пор не выработано, что отчетливо проявляется не только в обсуждении понятия информационной безопасности на страницах учебных и научных изданий, но и в текстах официальных документов, в том числе нормативных актов.

Понятие информационной безопасности получило развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина), являющейся совокупностью официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности государства. В соответствии с п. 1 Доктрины под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В основу доктринального определения информационной безопасности положено родовое понятие безопасности как "состояния защищенности", закрепленное в Законе РФ "О безопасности". Доктринальная формула объекта защиты соответствует родовому объекту, идентифицированному в Законе РФ "О безопасности" как "жизненно важные интересы". Учитывая роль и значимость Доктрины, следует признать, что дальнейшее использование и развитие понятия информационной безопасности будет происходить в заданном этим документом направлении, хотя оно и наиболее проблемно, поскольку требует ответа на не найденный до сих пор несколькими поколениями ученых вопрос. Этот вопрос, коль скоро речь идет об объекте защиты, в качестве которого полагаются национальные интересы, определяющиеся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, состоит в определении баланса интересов отдельной личности и общества в целом. Ведь то, что отвечает интересам отдельного индивида, не всегда отвечает интересам общества в целом; и наоборот, то, что соответствует интересам всего общества, может явно противоречить интересу отдельного индивида.

Между тем в Доктрине предпринята попытка структурирования национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере на основе их четырех составляющих.

Первая составляющая национальных интересов включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей в обществе, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов содержит в себе информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов объединяет в себе развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

И наконец, четвертую составляющую национальных интересов образуют защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа и обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Предполагается, что все четыре составляющие национальных интересов в информационной сфере могут, в свою очередь , рассматриваться как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом интересы личности заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность . Интересы общества заключаются в обеспечении интересов личности в информационной сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основные задачи по обеспечению информационной безопасности. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются задачи по обеспечению информационной безопасности. Характер данных задач определяется текущим состоянием сферы информационной безопасности с учетом наличия тех либо иных внешних и внутренних угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина, интересам общества и государства.

В Доктрине определены следующие основные задачи по обеспечению информационной безопасности:

  • разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой программы;
  • развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности России, а также системы противодействия этим угрозам;
  • разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности России;
  • разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также сертификации этих систем и средств;
  • совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности России, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;
  • установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
  • координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности России;
  • развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности России с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения "информационного оружия";
  • разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
  • разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
  • обеспечение технологической независимости России в важнейших областях информации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружений и военной техники;
  • разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
  • развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;
  • создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
  • расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
  • создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Представляется, что условием плодотворности решения указанных задач, как, впрочем, и любых иных, является перевод их в плоскость реальных установок, закрепленных нормативными средствами. Пока этого нет, задачи существуют сами по себе, будучи замкнутыми в системе официальных взглядов.

Методы обеспечения информационной безопасности. Методы обеспечения информационной безопасности делятся на общие и частные. Общие методы, в свою очередь , дифференцируются на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности согласно Доктрине относятся разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности России. Основными направлениями этой деятельности, в частности, являются:

  • законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
  • законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
  • определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории России, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
  • создание правовой базы для формирования в России региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-техническими методами обеспечения информационно безопасности, в частности, являются:

  • создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности России;
  • усиление правоприменительной деятельности органов исполнительной власти;
  • разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств;
  • создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
  • выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи;
  • сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
  • контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:

  • разработку программ обеспечения информационной безопасности России и определение порядка их финансирования;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Частные методы обеспечения информационной безопасности России разделяются на методы, использование которых обусловлено спецификой различных сфер жизнедеятельности общества и государства. В каждой из этих сфер имеются свои особенности, связанные со своеобразием объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности. Доктрина не указывает прямо на конкретные частные методы, а оперирует объектами, наиболее подверженными воздействию угроз информационной безопасности, и мерами, которые следовало бы принять в сферах экономики, внутренней и внешней политики, науки и техники, духовной жизни, обороны, в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, в правоохранительной и судебной сферах в условиях чрезвычайных ситуаций.

С оздатель кибернетики Норберт Винер полагал, что информация обладает уникальными характеристиками и ее нельзя отнести ни к энергии, ни к материи. Особый статус информации как явления породил множество определений.

В словаре стандарта ISO/IEC 2382:2015 «Информационные технологии» приводится такая трактовка:

Информация (в области обработки информации) - любые данные, представленные в электронной форме, написанные на бумаге, высказанные на совещании или находящиеся на любом другом носителе, используемые финансовым учреждением для принятия решений, перемещения денежных средств, установления ставок, предоставления ссуд, обработки операций и т.п., включая компоненты программного обеспечения системы обработки.

Для разработки концепции обеспечения информационной безопасности (ИБ) под информацией понимают сведения, которые доступны для сбора, хранения, обработки (редактирования, преобразования), использования и передачи различными способами, в том числе в компьютерных сетях и других информационных системах.

Такие сведения обладают высокой ценностью и могут стать объектами посягательств со стороны третьих лиц. Стремление оградить информацию от угроз лежит в основе создания систем информационной безопасности.

Правовая основа

В декабре 2017 года в России принята Доктрины информационной безопасности. В документ ИБ определена как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере. Под национальными интересами в данном случае понимается совокупность интересов общества, личности и государства, каждая группа интересов необходима для стабильного функционирования социума.

Доктрина - концептуальный документ. Правоотношения, связанные с обеспечением информационной безопасности, регулируются федеральными законами «О государственной тайне», «Об информации», «О защите персональных данных» и другими. На базе основополагающих нормативных актов разрабатываются постановления правительства и ведомственные нормативные акты, посвященные частным вопросам защиты информации.

Определение информационной безопасности

Прежде чем разрабатывать стратегию информационной безопасности, необходимо принять базовое определение самого понятия, которое позволит применять определенный набор способов и методов защиты.

Практики отрасли предлагают понимать под информационной безопасностью стабильное состояние защищенности информации, ее носителей и инфраструктуры, которая обеспечивает целостность и устойчивость процессов, связанных с информацией, к намеренным или непреднамеренным воздействиям естественного и искусственного характера. Воздействия классифицируются в виде угроз ИБ, которые могут нанести ущерб субъектам информационных отношений.

Таким образом, под защитой информации будет пониматься комплекс правовых, административных, организационных и технических мер, направленных на предотвращение реальных или предполагаемых ИБ-угроз, а также на устранение последствий инцидентов. Непрерывность процесса защиты информации должна гарантировать борьбу с угрозами на всех этапах информационного цикла: в процессе сбора, хранения, обработки, использования и передачи информации.

Информационная безопасность в этом понимании становится одной из характеристик работоспособности системы. В каждый момент времени система должна обладать измеряемым уровнем защищенности, и обеспечение безопасности системы должно быть непрерывным процессом, которые осуществляется на всех временных отрезках в период жизни системы.

В инфографике использованы данные собственного «СёрчИнформ».

В теории информационной безопасности под субъектами ИБ понимают владельцев и пользователей информации, причем пользователей не только на постоянной основе (сотрудники), но и пользователей, которые обращаются к базам данных в единичных случаях, например, государственные органы, запрашивающие информацию. В ряде случаев, например, в банковских ИБ-стандартах к владельцам информации причисляют акционеров - юридических лиц, которым принадлежат определенные данные.

Поддерживающая инфраструктура, с точки зрения основ ИБ, включает компьютеры, сети, телекоммуникационное оборудование, помещения, системы жизнеобеспечения, персонал. При анализе безопасности необходимо изучить все элементы систем, особое внимание уделив персоналу как носителю большинства внутренних угроз.

Для управления информационной безопасностью и оценки ущерба используют характеристику приемлемости, таким образом, ущерб определяется как приемлемый или неприемлемый. Каждой компании полезно утвердить собственные критерии допустимости ущерба в денежной форме или, например, в виде допустимого вреда репутации. В государственных учреждениях могут быть приняты другие характеристики, например, влияние на процесс управления или отражение степени ущерба для жизни и здоровья граждан. Критерии существенности, важности и ценности информации могут меняться в ходе жизненного цикла информационного массива, поэтому должны своевременно пересматриваться.

Информационной угрозой в узком смысле признается объективная возможность воздействовать на объект защиты, которое может привести к утечке, хищению, разглашению или распространению информации. В более широком понимании к ИБ-угрозам будут относиться направленные воздействия информационного характера, цель которых - нанести ущерба государству, организации, личности. К таким угрозам относится, например, диффамация, намеренное введение в заблуждение, некорректная реклама.

Три основных вопроса ИБ-концепции для любой организации

    Что защищать?

    Какие виды угроз превалируют: внешние или внутренние?

    Как защищать, какими методами и средствами?

Система ИБ

Система информационной безопасности для компании - юридического лица включает три группы основных понятий: целостность, доступность и конфиденциальность. Под каждым скрываются концепции с множеством характеристик.

Под целостностью понимается устойчивость баз данных, иных информационных массивов к случайному или намеренному разрушению, внесению несанкционированных изменений. Понятие целостности может рассматриваться как:

  • статическое , выражающееся в неизменности, аутентичности информационных объектов тем объектам, которые создавались по конкретному техническому заданию и содержат объемы информации, необходимые пользователям для основной деятельности, в нужной комплектации и последовательности;
  • динамическое , подразумевающее корректное выполнение сложных действий или транзакций, не причиняющее вреда сохранности информации.

Для контроля динамической целостности используют специальные технические средства, которые анализируют поток информации, например, финансовые, и выявляют случаи кражи, дублирования, перенаправления, изменения порядка сообщений. Целостность в качестве основной характеристики требуется тогда, когда на основе поступающей или имеющейся информации принимаются решения о совершении действий. Нарушение порядка расположения команд или последовательности действий может нанести большой ущерб в случае описания технологических процессов, программных кодов и в других аналогичных ситуациях.

Доступность - это свойство, которое позволяет осуществлять доступ авторизированных субъектов к данным, представляющим для них интерес, или обмениваться этими данными. Ключевое требование легитимации или авторизации субъектов дает возможность создавать разные уровни доступа. Отказ системы предоставлять информацию становится проблемой для любой организации или групп пользователей. В качестве примера можно привести недоступность сайтов госуслуг в случае системного сбоя, что лишает множество пользователей возможности получить необходимые услуги или сведения.

Конфиденциальность означает свойство информации быть доступной тем пользователям: субъектам и процессам, которым допуск разрешен изначально. Большинство компаний и организаций воспринимают конфиденциальность как ключевой элемент ИБ, однако на практике реализовать ее в полной мере трудно. Не все данные о существующих каналах утечки сведений доступны авторам концепций ИБ, и многие технические средства защиты, в том числе криптографические, нельзя приобрести свободно, в ряде случаев оборот ограничен.

Равные свойства ИБ имеют разную ценность для пользователей, отсюда - две крайние категории при разработке концепций защиты данных. Для компаний или организаций, связанных с государственной тайной, ключевым параметром станет конфиденциальность, для публичных сервисов или образовательных учреждений наиболее важный параметр - доступность.

Дайджест информационной безопасности

Объекты защиты в концепциях ИБ

Различие в субъектах порождает различия в объектах защиты. Основные группы объектов защиты:

  • информационные ресурсы всех видов (под ресурсом понимается материальный объект: жесткий диск, иной носитель, документ с данными и реквизитами, которые помогают его идентифицировать и отнести к определенной группе субъектов);
  • права граждан, организаций и государства на доступ к информации, возможность получить ее в рамках закона; доступ может быть ограничен только нормативно-правовыми актами, недопустима организация любых барьеров, нарушающих права человека;
  • система создания, использования и распространения данных (системы и технологии, архивы, библиотеки, нормативные документы);
  • система формирования общественного сознания (СМИ, интернет-ресурсы, социальные институты, образовательные учреждения).

Каждый объект предполагает особую систему мер защиты от угроз ИБ и общественному порядку. Обеспечение информационной безопасности в каждом случае должно базироваться на системном подходе, учитывающем специфику объекта.

Категории и носители информации

Российская правовая система, правоприменительная практика и сложившиеся общественные отношения классифицируют информацию по критериям доступности. Это позволяет уточнить существенные параметры, необходимые для обеспечения информационной безопасности:

  • информация, доступ к которой ограничен на основании требований законов (государственная тайна, коммерческая тайна, персональные данные);
  • сведения в открытом доступе;
  • общедоступная информация, которая предоставляется на определенных условиях: платная информация или данные, для пользования которыми требуется оформить допуск, например, библиотечный билет;
  • опасная, вредная, ложная и иные типы информации, оборот и распространение которой ограничены или требованиями законов, или корпоративными стандартами.

Информация из первой группы имеет два режима охраны. Государственная тайна , согласно закону, это защищаемые государством сведения, свободное распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Это данные в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и экономической деятельности государства. Владелец этой группы данных - непосредственно государство. Органы, уполномоченные принимать меры по защите государственной тайны, - Министерство обороны, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Конфиденциальная информация - более многоплановый объект регулирования. Перечень сведений, которые могут составлять конфиденциальную информацию, содержится в указе президента №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» . Это персональные данные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; профессиональная тайна (врачебная, нотариальная, адвокатская); коммерческая тайна; сведения об изобретениях и о полезных моделях; сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов.

Персональные данные существует в открытом и в конфиденциальном режиме. Открытая и доступная всем пользователям часть персональных данных включает имя, фамилию, отчество. Согласно ФЗ-152 «О персональных данных», субъекты персональных данных имеют право:

  • на информационное самоопределение;
  • на доступ к личным персональным данным и внесение в них изменений;
  • на блокирование персональных данных и доступа к ним;
  • на обжалование неправомерных действий третьих лиц, совершенных в отношении персональных данных;
  • на возмещение причиненного ущерба.

Право на закреплено в положениях о государственных органах, федеральными законами, лицензиями на работу с персональными данными, которые выдает Роскомнадзор или ФСТЭК. Компании, которые профессионально работают с персональными данными широкого круга лиц, например, операторы связи, должны войти в реестр, его ведет Роскомнадзор.

Отдельным объектом в теории и практике ИБ выступают носители информации, доступ к которым бывает открытым и закрытым. При разработке концепции ИБ способы защиты выбираются в зависимости от типа носителя. Основные носители информации:

  • печатные и электронные средства массовой информации, социальные сети, другие ресурсы в интернете;
  • сотрудники организации, у которых есть доступ к информации на основании своих дружеских, семейных, профессиональных связей;
  • средства связи, которые передают или сохраняют информацию: телефоны, АТС, другое телекоммуникационное оборудование;
  • документы всех типов: личные, служебные, государственные;
  • программное обеспечение как самостоятельный информационный объект, особенно если его версия дорабатывалась специально для конкретной компании;
  • электронные носители информации, которые обрабатывают данные в автоматическом порядке.

Для целей разработки концепций ИБ-защиты средства защиты информации принято делить на нормативные (неформальные) и технические (формальные).

Неформальные средства защиты - это документы, правила, мероприятия, формальные - это специальные технические средства и программное обеспечение. Разграничение помогает распределить зоны ответственности при создании ИБ-систем: при общем руководстве защитой административный персонал реализует нормативные способы, а IT-специалисты, соответственно, технические.

Основы информационной безопасности предполагают разграничение полномочий не только в части использования информации, но и в части работы с ее охраной. Подобное разграничение полномочий требует и нескольких уровней контроля.


Формальные средства защиты

Широкий диапазон технических средств ИБ-защиты включает:

Физические средства защиты. Это механические, электрические, электронные механизмы, которые функционируют независимо от информационных систем и создают препятствия для доступа к ним. Замки, в том числе электронные, экраны, жалюзи призваны создавать препятствия для контакта дестабилизирующих факторов с системами. Группа дополняется средствами систем безопасности, например, видеокамерами, видеорегистраторами, датчиками, выявляющие движение или превышение степени электромагнитного излучения в зоне расположения технических средств снятия информации, закладных устройств.

Аппаратные средства защиты. Это электрические, электронные, оптические, лазерные и другие устройства, которые встраиваются в информационные и телекоммуникационные системы. Перед внедрением аппаратных средств в информационные системы необходимо удостовериться в совместимости.

Программные средства - это простые и системные, комплексные программы, предназначенные для решения частных и комплексных задач, связанных с обеспечением ИБ. Примером комплексных решений служат и : первые служат для предотвращения утечки, переформатирования информации и перенаправления информационных потоков, вторые - обеспечивают защиту от инцидентов в сфере информационной безопасности. Программные средства требовательны к мощности аппаратных устройств, и при установке необходимо предусмотреть дополнительные резервы.

можно бесплатно протестировать в течение 30 дней. Перед установкой системы инженеры «СёрчИнформ» проведут технический аудит в компании заказчика.

К специфическим средствам информационной безопасности относятся различные криптографические алгоритмы, позволяющие шифровать информацию на диске и перенаправляемую по внешним каналам связи. Преобразование информации может происходить при помощи программных и аппаратных методов, работающих в корпоративных информационных системах.

Все средства, гарантирующие безопасность информации, должны использоваться в совокупности, после предварительной оценки ценности информации и сравнения ее со стоимостью ресурсов, затраченных на охрану. Поэтому предложения по использованию средств должны формулироваться уже на этапе разработки систем, а утверждение должно производиться на том уровне управления, который отвечает за утверждение бюджетов.

В целях обеспечения безопасности необходимо проводить мониторинг всех современных разработок, программных и аппаратных средств защиты, угроз и своевременно вносить изменения в собственные системы защиты от несанкционированного доступа. Только адекватность и оперативность реакции на угрозы поможет добиться высокого уровня конфиденциальности в работе компании.

В 2018 году вышел первый релиз . Эта уникальная программа составляет психологические портреты сотрудников и распределяет их по группам риска. Такой подход к обеспечению информационной безопасности позволяет предвидеть возможные инциденты и заранее принять меры.

Неформальные средства защиты

Неформальные средства защиты группируются на нормативные, административные и морально-этические. На первом уровне защиты находятся нормативные средства, регламентирующие информационную безопасность в качестве процесса в деятельности организации.

  • Нормативные средства

В мировой практике при разработке нормативных средств ориентируются на стандарты защиты ИБ, основный - ISO/IEC 27000. Стандарт создавали две организации:

  • ISO - Международная комиссия по стандартизации, которая разрабатывает и утверждает большинство признанных на международном уровне методик сертификации качества процессов производства и управления;
  • IEC - Международная энергетическая комиссия, которая внесла в стандарт свое понимание систем ИБ, средств и методов ее обеспечения

Актуальная версия ISO/IEC 27000-2016 предлагают готовые стандарты и опробованные методики, необходимые для внедрения ИБ. По мнению авторов методик, основа информационной безопасности заключается в системности и последовательной реализации всех этапов от разработки до пост-контроля.

Для получения сертификата, который подтверждает соответствие стандартам по обеспечению информационной безопасности, необходимо внедрить все рекомендуемые методики в полном объеме. Если нет необходимости получать сертификат, в качестве базы для разработки собственных ИБ-систем допускается принять любую из более ранних версий стандарта, начиная с ISO/IEC 27000-2002, или российских ГОСТов, имеющих рекомендательный характер.

По итогам изучения стандарта разрабатываются два документа, которые касаются безопасности информации. Основной, но менее формальный - концепция ИБ предприятия, которая определяет меры и способы внедрения ИБ-системы для информационных систем организации. Второй документ, которые обязаны исполнять все сотрудники компании, - положение об информационной безопасности, утверждаемое на уровне совета директоров или исполнительного органа.

Кроме положения на уровне компании должны быть разработаны перечни сведений, составляющих коммерческую тайну, приложения к трудовым договорам, закрепляющий ответственность за разглашение конфиденциальных данных, иные стандарты и методики. Внутренние нормы и правила должны содержать механизмы реализации и меры ответственности. Чаще всего меры носят дисциплинарный характер, и нарушитель должен быть готов к тому, что за нарушением режима коммерческой тайны последуют существенные санкции вплоть до увольнения.

  • Организационные и административные меры

В рамках административной деятельности по защите ИБ для сотрудников служб безопасности открывается простор для творчества. Это и архитектурно-планировочные решения, позволяющие защитить переговорные комнаты и кабинеты руководства от прослушивания, и установление различных уровней доступа к информации. Важными организационными мерами станут сертификация деятельности компании по стандартам ISO/IEC 27000, сертификация отдельных аппаратно-программных комплексов, аттестация субъектов и объектов на соответствие необходимым требованиям безопасности, получений лицензий, необходимых для работы с защищенными массивами информации.

С точки зрения регламентации деятельности персонала важным станет оформление системы запросов на допуск к интернету, внешней электронной почте, другим ресурсам. Отдельным элементом станет получение электронной цифровой подписи для усиления безопасности финансовой и другой информации, которую передают государственным органам по каналам электронной почты.

  • Морально-этические меры

Морально-этические меры определяют личное отношение человека к конфиденциальной информации или информации, ограниченной в обороте. Повышение уровня знаний сотрудников касательно влияния угроз на деятельность компании влияет на степень сознательности и ответственности сотрудников. Чтобы бороться с нарушениями режима информации, включая, например, передачу паролей, неосторожное обращение с носителями, распространение конфиденциальных данных в частных разговорах, требуется делать упор на личную сознательность сотрудника. Полезным будет установить показатели эффективности персонала, которые будут зависеть от отношения к корпоративной системе ИБ.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook