Переносной катушечный магнитофон. Катушечные магнитофоноы ссср. Катушечные магнитофоны ссср или "бобинники"

Победоносное шествие магнитофонов началось в годы Второй Мировой войны. А уже после войны появляются и первые бытовые магнитофоны, в том числе и в Советском Союзе.
Студийный магнитофон «МАГ-2». ВНАИЗ, модель 1947 года
В нём применялась первая отечественная магнитная лента типа «МЛ». Для меньшего износа магнитных головок при записи или воспроизведении магнитную ленту заправляли по-разному. Скорость протяжки магнитной ленты 45,6 см/сек. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 50...7000 гц. Нелинейные искажения 1%. В Советском Союзе первый бытовой магнитофон «Днепр» был выпущен в 1947 году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации. Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой скорости.
К 1950 году запись на магнитную ленту уже существовала, но для простого населения страны была недоступна из-за высокой цены. Первой попыткой сделать магнитную запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки ""МП-1"" в начале 1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно с любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года заводом ""Эльфа"", правда, уже серийно выпускалась подобная модель в составе радиограммофона ""Эльфа-6-1"", но она была весьма дорогой и имела существенный недостаток - скорость движения ленты была непостоянна и зависела от величины рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка ""Волна"", как и предшественники, совмещала в себе простоту конструкции и электрической схемы, имела ряд достоинств и недостатков, но главное, скорость перемещения ленты была уже постоянной.

Магнитофонная приставка МП-2, 1950-е годы
Слева блок электроники, в центре - механизм с магнитными головками, справа - микрофон МД-41. Применялась совместно с электропроигрывателем, при скорости 78 об/мин обеспечивала скорость ленты 19,05 см/с.


Магнитофонная приставка - «Волна» (Звукозаписывающий аппарат).Начало выпуска 1955 год
Приставка не имела электродвигателя, для ее привода использовался диск проигрывателя грампластинок, с которым приставка и эксплуатировалась. Схема содержала одну радиолампу, которая выполняла функции генератора стирания и подмагничивания, корректирующего усилителя записи и предварительного усилителя сигнала. Все остальные функции выполнял базовый аппарат, к которому приставка подсоединялась через специальный разьём. Такой разьём можно было установить на аппарат самому, он придавался в комплект приставки, а некоторые серийные аппараты уже имели подобные разьёмы, например, радиолы ""Эстония-55"", ""Казань"".
Запись на ленту двухдорожечная, осуществляется переворачиванием и перестановкой катушек. Диапазон записываемых/воспроизводимых звуковых частот приставки на скорости 78 об/мин. составляет 100...7000 Гц, на 33 об/мин - 100...3000 Гц. Приставка не имела собственого блока питания поэтому через разьём получала необходимое анодное напряжение и напряжение накала также от базового аппарата, потребляя мощность около 1,5 Вт. Режимы перемоток в приставке отсутствовали. Стоила магнитофонная приставка 300 рублей по курсу 1955 года (то есть 30 рублей в послереформенных ценах).


Но прогресс не стоит на месте. За первым «Днепром» появились последующие модификации, с гораздо лучшими характеристиками, со стандартными скоростями ленты.
Катушечный ламповый магнитофон «Днепр-3», 1952 год
Магнитофон предназначен для однодорожечной записи. В магнитофоне имеется ускоренная перемотка ленты в одном направлении. Скорость движения магнитной ленты 19,05 см/сек. Время записи, при ёмкости катушек 500 метров 44 минуты. Диапазон частот записи 100...5000 Гц. Относительный уровень шумов -35 дБ. КНИ 5%. Размер аппарата 518х315х330 мм. Вес 28 кг.


«Днепр-3» вид изнутри.


Магнитофон «Днепр-9»
«Днепр-9» стал уже двухдорожечным, имел очень неплохую акустическую систему в деревянном корпусе. Последующие модели этого семейства долгое время были мечтой тогдашних меломанов, так как обладали очень хорошими характеристиками при сравнительно невысокой цене.
Один из первых советских двухдорожечных магнитофонов. Использовал стандартные катушки «номер 18» объемом 350м (лента на ацететной основе толщиной 55 мкм), что обеспечивало продолжительность записи 30 минут при скорости 19,05 см/с. Диапазон частот 70-8000Гц, выходная мощность 2.5 Втт. Вес 28 кг, цена 120 руб.


Катушечный ламповый магнитофон 2-го класса «Мелодия МГ-56», 1956 год
Магнитофон ""Мелодия МГ-56"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ на магнитной ленте типа 2 с катушками № 18. Запись звука двухдорожечная. Скорость протяжки 9,53 и 19,05 см/сек. Диапазон ЗЧ канала записи-воспроизведения на большей скорости 50...10000 гц, на меньшей - 100...6000 гц. Номинальная выходная мощность на двух громкоговорителях 2ГД-3 около 2 вт. Магнитофон имеет индикатор уровня записи, схожий с ним по оформлению указатель метража магнитной ленты, кнопку пауза, регуляторы тембра НЧ и ВЧ, устройство выключения в конце рулона ленты. Всевозможные переключения в магнитофоне осуществляются с помощью реле и электромагнитных муфт. Управление аппаратом кнопочное. Размеры - 420х420х210 мм. Полная масса 24 кг. Цена магнитофона после денежной реформы 1961 года 290 рублей.

Магнитофон ""Мелодия МГ-56""


Дисковый специальный магнитофон «МАГ-Д1» (П-181). Модель 1957 года
Скорость вращения диска при записи и воспроизведении переменная от 35 до 100 об/мин. Время записи на максимальной скорости около 1,5-2 минут. Диапазон рабочих частот переменный и меняется от 300...5000 гц в начале диска до 300...3000 гц в конце. Смысл применения диска - обеспечить быстрый доступ и повторное проигрывание любого места записи.


Также были разработаны переносные магнитофоны с автономным питанием (репортажные). С целью экономии батарей они приводились в движение заводимой рукояткой пружиной (как патефоны)
Репортёрский магнитофон - «МИЗ-8». Модель 1953 года.
""МИЗ-8"" это первый отечественный репортажный переносной, с автономным питанием магнитофон с пружинным приводом, «граммофонного типа». В магнитофоне применено две головки, стирающая и универсальная, для записи-воспроизведения. Собран аппарат на трёх радиолампах. Питание осуществляется от двух батарей (отсек слева). Диапазон записываемых и воспроизводимых частот на линейном выходе 200-5000 Гц. Скорость протяжки ЛПМ 26 см/сек. Время однодорожечной записи - 15 минут. Размеры магнитофона 350х246х177 мм, вес 7,2 кг

В 1954 году Киевский завод аппаратуры начал выпуск бытового портативного магнитофона ""Днепр-8"", созданного на основе модели ""МИЗ-8"". В бытовой модели применялись катушки меньшего размера, вмещающие 100 метров магнитной ленты, скорость её протяжки также была снижена


Настольный ламповый катушечный магнитофон «Гинтарас». Вильнюсский электротехнический завод «Эльфа». 1960 год.
Магнитофон ""Гинтарас"" (Эльфа-19) предназначен для записи и воспроизведения двухдорожечных фонограмм, на скорости 19 см/сек. При ёмкости катушек 350 метров продолжительность записи/воспроизведения - 2х30 минут. Диапазон рабочих частот магнитофона на линейном выходе 50...10000 Гц, а воспроизводимых через громкоговоритель 1ГД-9, установленный в акустической системе аппарата - 120...8000 Гц. Выходная мощность усилителя НЧ - 1 Вт. Имеется ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты магнитофона 385х346х180 мм, его масса 15 кг.

Настольный катушечный магнитофон «Айдас» (Эльфа-20). Магнитофон производился с 1962 по 1966 год.
«Айдас» в переводе с Литовского означает «Эхо». В магнитофоне ""Айдас"" применена двухдорожечная система записи на магнитную ленту типа 2 или 6. Скорость движения ленты 19,05 см/сек. Магнитофон комплектуется кассетами №15 ёмкостью 250 метров ленты, длительность записи на
двух дорожках около 45 мин. Диапазон записываемых и воспроизводимых магнитофоном частот по электрическому тракту 40...12000 Гц при работе с лентой типа 6, на ленте типа 2 - диапазон несколько уже и составляет - 50...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 1 вт, при коэффициенте искажений на линейном выходе не более 3%, на эквиваленте громкоговорителя 6%. Уровень шума не хуже 40 дб, детонация 0,4%. Размеры магнитофона 400х300х186 мм, вес 12 кг. В
1965 году электрическая схема и ЛПМ магнитофона были модернизированы, а в 1966 году он модернизирован в ""Айдас-9М"".

В 1960 году Великолукский радиозавод осваивает выпуск самого доступного «народного» магнитофона «Чайка» - его цена в послереформенных рублях составляла всего 105 рублей! Дешевле были только приставки «Нота» и «МП
Магнитофоны „Чайка“ и „Чайка-М“. Производство с 1960 и 1964 года соответственно. Внешне модели идентичны.
Скорость ЛПМ 9,53 см/сек. Катушки вмещают 240 метров магнитной ленты. Запись 2-х дорожечная, длительность записи 40 минут. При использовании ленты типа 2 или СН, усилитель воспроизводит полосу звуковых частот 40...6000 Гц. Выходная мощность усилителя нч на громкоговорителе 1ГД-18 - 1 Вт. Магнитофон собран на 4 лампах. Корпус у магнитофона деревянный, из гнутой фанеры, облицован синтетическим пластиком. Габариты магнитофона - 340х270х180 мм, масса 12 кг. Магнитофон ""Чайка-М"", выпускавшийся с начала 1964 года, имеет незначительные отличия в электрической схеме и конструкции по сравнению с базовым магнитофоном ""Чайка"", качество звучания несколько улучшено, при использовании ленты типа 2 или СН магнитофон воспроизводит полосу частот 40...10000 Гц.

Магнитофон „Яуза-10“
»Яуза-10", первый советский стереофонический магнитофон (стоивший в 60х годах почти 400 рублей - немалая по тем временам сумма). Специально для этой модели были разработаны узлы, ранее не применявшиеся в отечественной бытовой технике: счетчик метража ленты, сдвоенные регуляторы, переключатель дорожек. К сожалению, судьба этой модели сложилась не очень удачно: из-за высокой цены и отсутствия в середине 60х годов качественных источников стереосигнала уже к 1968 году выпуск «Яузы-10» был свернут: потребителю не было смысла покупать столь дорогостоящий аппарат, возможности которого он не мог использовать.
Запись велась на две дорожки (левый и правый каналы), кроме того, допускалось проведение монофонической записи, что позволяло использовать четрые дорожки на одной катушке ленты (250 метров). На скорости 19,05 см/с при диапазоне частот 40-15000 Гц обеспечивалась длительность записи на одной дорожке 22 минуты. Комплектовался двумя выносными акустическими системами (праый и левый каналы), кроме того, имел два встроенных динамика. Вес магнитофона 14,5 кг, акустических систем 4.5 кг.

Магнитофон «Весна», выпущен в 1963 г.
Портативный переносный аппарат, работавший как от батарей (10 штук типа 373), так и от сети переменного тока через внешний выпрямитель. Скорость ленты 9,53 см/с, использовались катушки «номер 10» объемом 100 м, что обеспечивало 17 минут на дорожке. Диапазон частот 100-6000 Гц. Вес с батареями 5,5 кг, цена 150 руб.


Переносный магнитофон «Мрия». Выпущен в 1967 г.

Магнитофон «МАГ-8М11»
Полупрофессиональный однодорожечный магнитофон выпуска 1953 г. Применялись катушки емкостью 500м, при скороcти 19,05 см/с длительность записи составляла 43 мин. Рабочий диапазон 50-10000 Гц, выходная мощность 2,5 Вт, вес 52 кг, цена 365 руб.

Магнитофон «Маяк 201» моно
Большое распространение получили магнитофоны семейства «Маяк» (помимо первой моно модели 201, в дальнейшем выпускались стереофонические 203 и 205), «Юпитер», «Ростов», «Орбита», а уже в начале 80х годов появились полупрофессиональные модели «Электроника ТА-001» и его «родственник» по классу «Олимп». Эти аппараты обеспечивали практически студийное качество и допускали использование ленты на катушках вплоть до 22го номера и были мечтой «подпольных» музыкантов конца 70х - начала 80х годов. Многие впоследствии известные исполнители и группы поначалу «писались» именно на «Олимпы».


Магнитофон «Юпитер-201-стерео»
Стереофонический магнитофон II класса, обеспечивавший диапазон частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, имел встроенный двухканальный усилитель выходной мощностью 7 Втт на канал, комплектовался двумя двухполосными акустическими системами в деревянном корпусе. Весил 15 кг.

И ещё немного фотографий старых катушечных магнитофонов.




































































Старые кассетные аудио магнитофоны

Кассетные магнитофоны - всем хорошо знакомы. Ширина пленки (3,81 мм), размер и форма пластикового контейнера - стандартные; длина и тип ленты могут различаться.
Самой недорогой и распространенной является пленка с покрытием окисью железа (Fe2O3). Ленты на основе двуокиси хрома (CrO2) превосходят их по динамическому диапазону; наилучшее качество обеспечивают ленты типа Metal (снятые с производства ещё в 1990-е годы). Многослойные плёнки («феррохром»), предложенные в 1970-е годы, вскоре вышли из употребления. В зависимости от вида ленты, при записи устанавливаются параметры тока подмагничивания при воспроизведении - частотной компенсации верхних частот.
Низкая (по сравнению с катушечными магнитофонами) скорость протяжки ленты неизбежно порождает высокий уровень шумов. Для подавления шумов применяются компандерные системы шумоподавления, которые при записи сжимают динамический диапазон сигнала, «приподымая» тихие фрагменты записи над шумами ленты, а при воспроизведении - расширяют динамический диапазон до исходного. Кассеты, записанные с подавлением шумов, следует воспроизводить с той же системой шумоподавления, которая была выбрана при записи.

Портативный кассетный монофонический магнитофон третьего класса "Электроника-302 "
Магнитофон ""Электроника-302"" выпускался до 1984 года. Основной завод который выпускал эту модель - Московский ""ТочМаш"", но думаю что магнитофон выпускал ещё какой-то
завод, его логотип на третьем магнитофоне. Магнитофон ""Электроника-302"" предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту шириной 3,81 мм помещенную в кассету МК-60.
Он разработан на базе унифицированной модели ""Электроника-301"" отличаясь от неё применением новой динамической головки 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 0,8 Вт, диапазон рабочих звуковых частот 63...10000 Гц. Питается магнитофон от шести элементов 343 а через вставляемый в батарейный отсек блок питания и от сети переменного тока напряжением 127/220 В. Размеры магнитофона - 315х225х90 мм, вес 3,5 кг. Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов, они вскоре были заменены на обычные угловые.
Магнитофон за годы выпуска претерпел много изменений в электрической схеме, в выходном каскаде усилителя ставили транзисторы и микросхему, корректировалась вся схема.


Кассетный магнитофон ИЖ-302 .
Ижевский мотозавод. Выпуск 1982 год. Магнитофон создан на базе магнитофона ""Электроника-302"", учитывая модернизации. Он предназначен для записи или воспроизведения звука, с применением магнитной ленты, размещенной в кассете МК-60. Магнитофон ""ИЖ-302"" состоит из 3 основных узлов, размещенных в пластмассовом корпусе: ленто-протяжного механизма, усилителя и вкладываемого блока питания. Магнитофон позволяет производить: запись с микрофона МД-64М, радио или телевизионного приёмника, усилителя звуковой частоты, радиотрансляционной линии, электрофона и другого магнитофона; воспроизведение через встроенный громкоговоритель, усилитель звуковой частоты, внешнюю АС, головные телефоны - ТДС-3. Контроль уровня записи производится с помощью стрелочного индикатора. При воспроизведении и перемотках индикатор показывает напряжение питания. Магнитофон обеспечивает при записи или воспроизведении временную остановку носителя, которая осуществляется нажатием на клавишу временной остановки, при повторном нажатии на эту же клавишу возобновляется движение носителя. Выключение записи или воспроизведения, выполняется нажатием на клавишу стопа и подъёма кассеты, до сброса нажатых клавиш, при повторном нажатии на эту же клавишу происходит подъём кассеты. Кнопка, расположенная па микрофоне, позволяет дистанционно управлять включением и выключением магнитофона, что дает возможность использовать его в репортерских целях. Продолжительность работы от одного комплекта свежих элементов типа А-343 не менее 10 часов, при цикличной работе не более двух часов в сутки.


Портативные кассетные магнитофоны "Электроника-321 " и "Электроника-322.
Магнитофоны разработаны на базе лентопротяжного механизма аппарата ""Весна-305"". В новых магнитофонах модернизирован привод фрикциона приёмного узла, установлены направляющие стойки для малогабаритных кассет и фиксаторы блока магнитных головок в вертикальном направлении. В магнитофоне серии ""321"" применён встроенный электронный микрофон, ручная и автоматическая регулировка уровня записи, тонкомпенсированная регулировка громкости, громкоговоритель типа 1ГД-40. Аппараты могут питаться от сети переменного тока, от бортовой сети автомобиля и от семи элементов А-343. Магнитофон ""Электроника-322"" отличается тем, что вместо встроенного, в нём применён выносной микрофон типа МД-64М. Основные технические характеристики МГ: Магнитная лента - А4203-3. Скорость ленты - 4,76 см/с. Коэффициент детонации ±0,35 %. Максимальная выходная мощность, Вт - 1,8. Рабочий диапазон частот на ЛВ, Гц 40...10000, громкоговорителе 100...8000. Габариты, мм - 296х220х75. Вес, кг 3,8."


Кассетные магнитофоны "Электроника-323/1 " и "Электроника-324/1 ".
Нововоронежский завод Алиот. Модели 1981 и 1987 г.
Бытовые носимые кассетные монофонические магнитофоны ""Электроника-323"" и "Электроника-324"" - предназначены для записи и воспроизведения звуковых фонограмм в любых условиях. Встроенный сетевой блок питания, автономное питание от батарей или аккумулятора автомобиля делает магнитофоны универсальными в применении. Из сервисных удобств в моделях имеется АРУЗ и выход сигнала. По электрической схеме и общей конструкции аппараты совпадают, единственное от личие в отсутствии встроенного микрофона в магнитофоне ""Электроника-324"". Заводом с 1987 года выпускались модернизированные модели ""Электроника-323-1"" и ""Электроника-324-1"" мало отличающиеся от базовых. В отдельных сериях модернизированных МГ в предварительные усилители ставили микросхему - ""К118УН"". Иногда модели - частично были схожи с магнитофонами - ""Электроника-321/322"".


Портативный магнитофон "Электроника-211 стерео ".
Нововоронежский завод "Алиот". Выпуск с 1983 года.
Переносный "Электроника-211 стерео"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ с микрофона, приёмника, звукоснимателя, телевизора или другого магнитофона. В нем предусмотрена ручная и автоматическая регулировка уровня записи, имеется автостоп, устройство шумопонижения, раздельные регуляторы тембра,счетчик расхода лен
ты, два встроенных микрофона. Питание модели универсальное: от 8 элементов А-373, бортсети автомобиля или сети переменного тока напряжением - 220/127 В.


Магнитофон "Электроника-311-С "
Нововоронежский завод "Алиот" - Выпуск с 1977 года
Магнитофон соответствует ГОСТ-30838-76 и ТУ-838.005. Он предназначен для записи и воспроизведения стерео и моно фонограмм на стандартных кассетах типа МК-60 от любого источника НЧ сигналов. Магнитофон обеспечивает регулировку тембров по высоким и низким частотам, автоматическое и ручное регулирование уровня записи всех входов, временную паузу движения ленты, стирание записи, возможность визуального и звукового контроля записываемого сигнала.
Для высококачественного прослушивания и расширения стереобазы аппарат комплектуется двумя выносными акустическими системами. Магнитофон выпускали в четырёх вариантах комплектации: 1. С блоком питания и с микрофоном. 2. Без БП и микрофона. 3. С микрофоном но без БП. 4. Без БП и микрофона. В комплектации №1 цена магнитофона ""Электроника-311С"" - 289 рублей.
Усилитель мощности низкой частоты собран на транзисторах ГТ-703 или микросхемах К174УН-7


Весна-202 "
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Серийное производство модели начато в 1977 году.
Кассетный монофонический магнитофон второго класса ""Весна-202"" (УНМ-12) в отличие от выпускавшихся кассетных магнитофонов второго и третьего классов имеет повышенную выходную мощность усилителя низкой частоты, систему шумоподавления, ручную и автоматическую регулировку уровня записи звука. Контроль уровня записи осуществляется стрелочным индикатором, а остаток магнитной ленты по трехдекадному механическому счетчику. Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона составляет 63-10000 Гц. Питается магнитофон ""Весна-202"" от шести элементов - 373. Запись и воспроизведение можно производить при изменениях питающего напряжения в пределах 5,1...9,3 В. Номинальная выходная мощность 1 Вт, максимальная 2,2 Вт.. Коэффициент детонации - 0,4%.
Наружные габариты магнитофона - 296х276х81 мм, его масса - 4,2 кг. Цена - 200 рублей.


Кассетный стереофонический магнитофон "Весна-201-стерео ".
Запорожский ЭМЗ Искра. Выпуск модели с 1977 года.
Магнитофон ""Весна-201стерео"" (УПМ-14) это стационарно-переносной кассетный звукозаписывающий аппарат второго класса с универсальным питанием. Магнитофон работает на собственный громкоговоритель как монофонический, а на выносные АС как стереофонический. Полоса воспроизводимых звуковых частот на выносных АС 63...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителей на собственную АС - 0,8 Вт, на выносные АС 2х3 Вт. Питание 12 вольт от 8 элементов 373 или от сети переменного тока 127/220 в через отдельный блок питания. Потребляемая мощность 30 Вт. Габариты магнитофона - 367х224х100 мм. Его вес 4,7 кг. В преддверии олимпийских игр 1980 года, с начала 1978 года к наименованию магнитофона добавили атрибут ""олимпийский"". Соответственно увеличилась и стоимость магнитофона. До 1978 года пластмассовый футляр магнитофона по бокам и сзади наверх был оклеен декоративной плёнкой под дерево, а с 1978 года он стал выпускаться только лишь в пластмассе, с добавлением алюминиевого оформления.


Портативный кассетный магнитофон "Весна-202-1 "
Запорожcкий электромашиностроительный завод Искра. Производство магнитофона начато в 1983 году.
С 1 июля 1983 года к магнитофону ""Весна-202"" был применён ГОСТ 24863-81 а если проще, то магнитофон стал не второго класса, а второй группы сложности, в связи с чем он был переименован в модель ""Весна-202-1"". Никаких заметных конструктивных или схемных изменений он не претерпел, разве что бесколлекторный электродвигатель был заменён коллекторным, хотя впрочем впоследствии ставились и те и другие. Кассетный монофонический магнитофон ""Весна-202-1"" тип УНМ-12 имеет повышенную выходную мощность, систему шумоподавления, ручную и автоматичес
кую регулировку уровня записи. Контроль уровня осуществляется стрелочным индикатором, а расход магнитной ленты трехдекадным механическим счётчиком. Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона 63...12500 Гц. Питается магнитофон от 6 элементов 373. Запись и воспроизведение производится при изменениях питающего напряжения от 5,1 до 9 В. Максимальная выходная мощность 2 Вт. Коэффициент детонации 0,4%. Габариты магнитофона 296х276х81 мм, вес 4,2 кг. Цена 195 рублей.


Портативный кассетный магнитофон 2-го класса "Весна-207-стерео "
Запорожский электромашиностроителный завод Искра. Вып. 1982 г.
Магнитофон предназначен для записи на магнитную ленту стереофонических речевых и музыкальных программ и их последующего воспроизведения в монофоническом режиме через встроенный усилитель с громкоговорителем и в стереофоническом через уку. В лпм использован бесконтактный электродвигатель БДС-0,14М. Имеется отключаемая система шумопонижения, автоматический перевод лпм в режим стоп при выключении питания и при окончании ленты в кассете или из-за неисправности кассеты. Предусмотрена автоматическая регулировка уровня при записи. Имеются индикаторы пиковых перегрузок, электретный микрофон, счетчик расхода магнитной ленты с устройством память, переключатель типа магнитной ленты. Питается аппарат от 6 батарей 373, 7 - А-343 или от сети 220 в. через встроенный выпрямитель.


Кассетный стереофонический магнитофон второго класса "Весна-211-стерео "
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Выпуск с 1978 года.
Аналогичный по виду, конструкции и параметрам магнитофон под маркой ""Россия-211-стерео"", производило с 1979 года Челябинскиое ПО - ""Полёт"".
Магнитофон ""Весна-211-стерео"" разработан на основе модели ""Весна-201-стерео"" и отличается от неё внешним оформлением и наличием таких эксплуатационных удобств как; полный автостоп, а так же контроль уровня записи по пиковым индикаторам, на светодиодах. Имеется устройство шумопонижения и счетчик расхода ленты. Магнитофон может работать на встроенный громкоговоритель ""2ГД-40"" или на выносные громкоговорители ""6АС-503"", в каждом из них установлены по 2 головки типа 4ГД-35. Питание от электросети или от восьми элементов 373. В 1979 году магнитофон выпускался с наименованием Весна-211-1-стерео ничем не отличавшийся от базового.


Портативный кассетный магнитофон "Весна М-212 С-4 "
Выпуск налажен с 1989 года Запорожские завод магнитофонов Весна и электромашиностроительный завод Искра.
Магнитофон ещё именовался как ""Весна-212-4С"" и ""Весна-212 С-4"". Он позволяет записывать на магнитную ленту и воспроизводить через встроенную АС музыкальные и речевые программы от различных источников звуковых программ. В нём имеется автостоп при окончании ленты в кассете или ее заедании, контроль уровня записи по стрелочным, а так же пиковым индикаторам, контроль напряжения питания по стрелочному индикатору, отключаемая система АРУЗ, имеется переключатель типа ленты, трёхдекадный счетчик расхода ленты в кассете, с устройством память, отключаемая система шумопонижения и устройство для расширения стереобазы, улучшающее качество звучания. Магнитофон питается от сети или 8 элементов 373. Цена 365 руб. "


Кассетный стереофонический магнитофон "ИЖ-303-стерео "
Ижевский мотозавод (АО «Аксион»). Выпуск с 1986 года.
Магнитофон предназначен для записи речевых и музыкальных звуковых программ на ленту А4205-ЗБ
в кассете МК-60 и последующего их воспроизведения. В нём предусмотрена ручная и автоматическая
регулировка уровня записи, автостоп при обрыве и окончании ленты в кассете, имеются счетчик рас-
хода ленты с устройством память,стрелочные индикаторы уровня записи, система шумопонижения. К
аппарату можно подключить внешние АС и головные телефоны ТДС-9,ТДС-6. Питание универсальное:
от 6 элементов А343 Салют-1 или от электросети. Скорость ленты 4,76 см/с. Коэффициент детонации:
±0,35 %. Номинальная выходная мощность - 2х1 Вт. Рабочий диапазон звуковых частот - 63...10000 Гц.
Относительный уровень шумов и помех с СШП -56 дБ. Размеры 442х217х116 мм. Вес 5 кг. Цена 285 р.


Магнитофон-приставка стерео "Агидель МП-302-С "
Уфимское Приборостроительное ПО Производство магнитофона начато в 1990 году
Магнитофон до линейного выхода является монофоническим. Стерео-программы можно прослушивать на стереотелефоны. По конструкции и техническим характеристикам магнитофон схож с магнитофоном ""Элегия-301"", однако их схемы разные.


Портативный кассетный магнитофон на п/п "Элегия-301 "
Воронежский завод Электроприбор. Выпуск с 1986 года.
Портативный кассетный магнитофон ""Элегия-301"" третьей группы сложности, бытовой, носимый, односкоростной, монофонический с универсальным питанием, предназначен для записи и воспроизведения звуковых фонограмм на магнитную ленту в кассетах типа ""МК-60"" и ""МК-90"". В магнитофоне имеется встроенный электретный микрофон, система АРУЗ, отключаемая система шумопонижения, регуляторы тембра по низким и высоким частотам. По одинаковой электрической схеме и конструкции, но с немного различным оформлением передней панели, разными заводами страны выпускались магнитофоны марок ""Агидель-301"" и ""Легенда-301"". Цена модели ""Элегия-301"" - 184 рубля.


Портативный кассетный магнитофон "Томь-303 "
Томский радиотехнический завод. Серийное производство с 1982 года.
""Томь-303"" кассетный носимый монофонический двухдорожечный магнитофон 3-й группы сложности и предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитной ленте толщиной 18 мкм. Магнитофон обеспечивает запись фонограмм от встроенного и внешнего микрофонов, электропроигрывателя, радиоприёмника, телевизора. радиотрансляционной линии, другого магнитофона и воспроизведение через внутренний громкоговоритель. В магнитофоне предусмотрено отключаемое устройство шумопонижения, позволяющее понизить уровень шумов при воспроизведении. Магнитофон сохраняет работоспособность при температуре от 0°С до 45°С. Магнитофон ""Томь-303"" позволяет осуществить запись и воспроизведение во время движения при переносках и при перевозках. При этом обеспечивается сохранение основных электрических параметров и качества звучания. Питание магнитофона осуществляется от электросети, через встроенный БП или от батарей. С 1985 г. завод выпускал магнитофон ""Томь М-303"" с другим оформлением передней панели и широкой цветовой гаммой футляра.


Кассетный магнитофон "Беларусь-301 "
Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения звука, с применением магнитной ленты типа А4203-3 или аналогичной ей, заключенной в унифицированную кассету типа МК-60. Он позволяет производить запись фонограмм с микрофона, от приёмника, телевизора, трансляционной линии, звукоснимателя, электропроигрывателя или другого магнитофона. Уровень записи контролируется с помощью стрелочного индикатора. К магнитофону можно подключить внешний усилитель с акустической системой или малогабаритную акустическую систему, сопротивлением около 4 ом.
Магнитофон питается от шести элементов типа А-343 или от сети переменного тока. Скорость движения магнитной ленты - 4,76 см/сек. Число дорожек записи - 2. Время записи/воспроизведения
с кассетой МК-60 - 2х30 мин. Время прямо и обратной перемотки - 120 сек. Диапазон записываемых и воспроизводимых частот - 63...10000 Гц. Коэффициент нелинейных искажений на линейном выходе - 4%. Относительный уровень помех -44 дБ. Диапазон регулировки тембра по высоким частотам - 10 дБ. Номинальная выходная мощность при работе на внешний громкоговоритель - 0,8 Вт Номинальное напряжение на линейном выходе 250 мВ. Продолжительность работы от комплекта элементов - 15 часов. Потребляемая от сети мощность 5 Вт. Габариты - 280х252х82 мм. Вес 2,6 кг


Портативный кассетный магнитофон "Карпаты-202-1 "
Прикарпатский радиозавод. ПО "Карпаты". Ивано-Франковск Производство магнитофона налажено с 1977 года
Электрическая схема магнитофона "Весна-202-1" (Магнитофоны по схеме совершенно одинаковы)
Кассетный монофонический магнитофон 2-го класса ""Карпаты-202-1"" (УНМ-12) выпускался одновременно с моделью ""Весна-202-1"" и по своей электрической схеме и конструкции, ничем от
него не отличается. В свою очередь оба магнитофона являются модернизацией магнитофонов ""Весна-202"" и ""Карпаты-202"" отличаясь от них другой только решёткой громкоговорителя и незначительными изменениями в электрической схеме. Диапазон звуковых частот магнитофона
на линейном выходе от 63 до 10000 Гц, а воспроизводимых громкоговорителем 100...10000 Гц.
Питается магнитофон от шести элементов 373. Запись можно производить при напряжении питания от 5,1 до 9,3 В. Номинальная выходная мощность усилителя - 1 Вт, максимальная - 2 Вт. Коэффициент детонации не более 0,4%. Размеры 296х276х81 мм, вес 4,2 кг. Цена 200 рублей.


Портативный кассетный магнитофон "Карпаты-205-1 "
Прикарпатский радиозавод. Производство с 1987 года.
Магнитофон выпускался на основе модели - ""Весна-205-1"" и за мелкими изменениями схемы ему полностью аналогичен.


Кассетный магнитофон "Парус-201-стерео "
Саратовский завод "Знамя Труда". Производство начато в 1983 году.
Кассетный стереомагнитофон - ""Парус-201-стерео"" предназначен для записи и воспроизведения программ на кассеты с магнитной лентой МК-60 или МК-90. Магнитофон имеет функции: запись и прослушивание стерео и моно программ через внешний усилитель в стерео и моно режимах, или через встроенный контрольный динамик в моно режиме; возможность подключения с тереофонических телефонов и внешнего громкоговорителя или АС; встроенный шумоподавитель; автостоп всех режимов; трёхдекадный счётчик расхода ленты. На лицевой панели магнитофона находятся следующие органы управления: кнопки управления ЛПМ; регулятор громкости; регуляторы тембра по низшим и высшим частотам, совмещённые регуляторы уровня записи левого и правого каналов; кнопка контроля разряда батарей; кнопки включения шумоподавителя и стереофонических
телефонов на боковой левой стенке: гнёзда внешней АС, выхода на стереонаушники и внешнего питания 12 В на боковой правой стороне: гнёзда подключения микрофона, звукоснимателя, приёмника на запись, преключатель моно и стерео режима при записи и гнездо линейного выхода. Магнитофон имеет универсальное питание: от сети 220 вольт через встроенный блок питания, от внешнего источника постоянного тока 12 вольт или от 8 элементов А-343. Технические параметры: Скорость протяжки ленты: 4.76 см/сек; Частотный диапазон: 40...14000 Гц; Детонация 0.3%: Максимальная выходная мощность контрольного усилителя 2.5 Вт: Вес: 2.4 кг.


Кассетный стереофонический магнитофон - "Парус М-213С "
Саратовский завод "Знамя Труда". Производство с 1991 года.
Кассетный стереофонический магнитофон ""Парус М-213С"" предназначен для записи и последующего воспроизведения стереофонических фонограмм. Возможно воспроизведение и запись монофонических фонограмм. Магнитофон имеет универсальное питание, батарейное или через вы-
носной сетевой блок. Магнитофон может работать в автономном варианте как монофонический на воспроизведение фонограмм через собственную встроенную АС, или стационарном варианте как стереофонический с двумя АС. Скорость протяжки магнитной ленты 4,76 см/сек. Диапазон записываемых и воспроизводимых звуковых частот на хромоксидной магнитной ленте не менее 63...14000 Гц. Выходная номинальная мощность на собственную АС 1 Вт, на выносные АС 2х1 Вт максимальная выходная мощность 2х3 Вт. Габариты магнитофона - 343х283х115 мм, масса 4 кг.


Переносный кассетный магнитофон "Протон-401 ", "Протон-402 " и "Протон-402МТ "
Харьковский радиозавод "Протон" Производство с 1980 года.
Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения фонограмм от микрофона, приёмника, звукоснимателя и других источников низкочастотных сигналов. В нём предусмотрены АРУЗ, автостоп по окончании ленты в кассете, стрелочный индикатор уровня записи и встроенный микрофон. Питание от 6 элементов А-373 и сети, в этом случае выходная мощность возрастает вдвое.
Магнитофон "Протон-402" создан на базе модели ""Протон-401"" и предназначен для записи речевых и музыкальных программ от различных источников низкочастотных сигналов с последующим их воспроизведением. Аппарат имеет автоматическую систему уровня записи, переключатель типа ленты, регулировку тембра по высоким частотам. Скорость магнитной ленты 4,76 см/с. Детонация - 0,3 %. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 40...12500 Гц, на громкоговорителе 200...7000 Гц. Номинальная выходная мощность - 1,2 Вт. Уровень помех в канале записи/воспроизведения -50 дБ. Питается магнитофон от шести элементов типа А343 или от электрической сети переменного тока 220 В. Габариты магнитофона - 260х205х73 мм. Масса - 3 кг. С начала 1985 года на базе этого магнитофона производили тефлотехнический двухскоростной, четырёхдорожечный магнитофон типа ""Протон-402МТ"". Он предназначен для воспроизведения фонограм ""Говорящая книга"" людям с потерей зрения. Электрическая схема и конструкция модели, кроме переключателя дорожек и второй скорости - 2,38 см/сек - схожи.


Магнитофон "Протон М-412 "
Харьковский радиозавод Протон. Выпуск МГ с 1988 года.
Портативный кассетный магнитофон 4 класса ""Протон М-412"" собран на транзисторах и микросхемах. Он предназначен для записи или воспроизведения фонограмм на магнитную ленту А-4207-3Б или аналогичную в стандартных кассетах МК-60. Количество дорожек записи - 2. Скорость протяжки магнитной ленты - 4,76 см/сек. Детонация ЛПМ - 0,4%. Диапазон эффективно записываемых и воспроизводимых через ЛВ звуковых частот 63-10000 Гц, диапазон частот воспроизводимых внутренним громкоговорителем 1ГДШ-3 - 150...7000 Гц. Питание универсальное, от сети 220 вольт или
от 4 элементов А343. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Мощность потребляемая от сети 8 Вт. Габариты МГ - 157х254х55 мм, вес - 2,4 кг. В комплекте БП - УВИП-1. Цена модели 125 рублей.


Портативный кассетный транзисторный магнитофон 4 класса - "Легенда-404 "
Арзамасский приборостроительный завод им. 50-летия СССР. Выпуск 1981 г.
""Легенда-404"" - портативный кассетный магнитофон IV класса с универсальным питанием. Он предназначен для записи музыкальных или речевых программ на магнитную ленту в кассетах МК60 а также их воспроизведения. Магнитофон можно использовать как диктофон. Диапазон записываемых и воспроизводимых звуковых частот на большей скорости 63...10000 Гц, а на меньшей 80...3150 Гц. Напряжение питание 9 вольт от 6 батарей типа А-343 или от электросети через отдельный блок питания. Номинальная выходная мощность усилителя - 0,5 Вт, максимальная 0,8 Вт. В магнитофоне имеется встроенный электретный микрофон, система АРУЗ, разъёмы для установки специаль
ной радиокассеты работающей в диапазоне только ДВ или только СВ и позволяющий превратить магнитофон в магнитолу. Цена магнитофона ""Легенда М-404"" - 139 рублей.
Магнитофон с 1989 года выпускался под наименованием ""Легенда М-404"". Вообще мо
дель была долгожительницей, выпуск магнитофона был закончен в марте 1994 года.



Портативные кассетные стереофонические магнитофоны "Весна М-310С ","Русь М-310С ","Русь М-310-1С ","Весна М-310С1 "
Запорожский завод Искра ("Весна М-310С", "Весна М-310С-1")
Рязанский приборный завод (Русь М-310С", "Русь М-310-1С")
Выпуск моделей "М-310С" с 1987, "М-310С-1" с 1990 года
Все магнитофоны имеют одинаковую конструкцию и построены на базе модели ""Весна-310-стерео"". Отличие во внешнем оформлении и незначительными изменениями в электрической схеме. Магнитофон беспечивает запись моно или стереофонических музыкальных и речевых программ, с последующим воспроизведением магнитозаписи через выносные акустические системы или стереотелефоны. Имеется возможность: автоматического останова работы магнитофона при окончании магнитной ленты в кассете или неисправности кассеты; автоматической регулировки уровня записи; контроля уровня записи по пиковым индикаторам на светодиодах; регулировки стереобаланса; раздельной регулировки тембра по высшим и низшим частотам; использования магнитных лент двух ти-
пов; автоматического переключения типа ленты. Система шумопонижения обеспечивает меньшение уровня помех при воспроизведении. Питание; от 6 элементов 343 или от сети переменного тока через выносной БП. Корпус магнитофона изготовлен из ударопрочного полистирола В комплекте 2 кассеты типа ""МК-60""

Музыка в СССР считалась чем-то необязательным для повседневной жизни гражданина, этаким своего рода допустимым излишком (кроме, разумеется, песен, исполняемых хором - на пионерской линейке, в воинском строю и т.п.). А посему устройства для воспроизведения и записи музыки трактовались скорее как вещь, более близкая к предметам роскоши, нежели повседневного обихода.

Покупка магнитофона в советские годы - это было предприятие весьма серьезное! Во-первых, соотносительно зарплат стоили они крайне недешево. Вот, например, этот красавец под названием магнитофон кассетный «Весна 211-1-стерео» вместе с колонками стоил 365 рублей! При обычной зарплате в 120 рублей! Три месячных зарплаты за ординарный девайс для воспроизведения кассет! А какие-нибудь бобинные магнитофоны высшего класса могли стоить и куда дороже.

Во-вторых, немалой проблемой было купить такую модель, которая не сломается в первый же месяц работы, что случалось весьма нередко. «Советский материал - мягкая вещь» - говорил один из героев Платонова, и к советским магнитофонам это относилось в полной мере.

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что к середине 80-х в СССР научились выпускать довольно неплохие бобинные магнитофоны. Они нечасто ломались и выдавали хороший звук. Однако кому ж в те годы хотелось бобинный магнитофон? Они были громоздкие, нетранспортабельные, даже сам процесс заправки пленки требовал определенной сноровки. А главное, бобины к тому времени стремительно вытеснялись кассетами. В общем, в подростковой среди бобинный магнитофон считался безнадежным архаизмом. Ну или, по крайней мере, вещью для фанатов радиоэлектроники.

А вот с кассетными магнитофонами дело обстояло туго. Ладно уж, что они были ужасающего дизайна (см. снимок выше - не правда ли, как изящен этот «чемоданчик» Весна?). Хуже всего было то, что они были до безобразия ненадежны в эксплуатации. Нормальный режим работы советского кассетника - от одного ремонта в сервисном центре до следующего.

О многом говорит такой факт. Производители в гарантии указывали, что если в первый год эксплуатации изделие подвергнется ремонту в сервисном центре определенное число раз (то ли пять, то ли шесть), то покупатель сможет бесплатно обменять его на новую модель. То есть производитель изначально допускал, что его продукт может сломаться пять раз в первый же год! И многие из моих знакомых этим правом воспользовались - их магнитофоны ломались как раз нужное количество раз.

Уточню, что речь не шла о каки-то мелких поломках вроде отвалившейся кнопки. Такую мелочь исправляли в домашних условиях. Надо сказать, что механические кнопки управления, вероятно, проектировались инженерами специально с целью занять досуг потребителя. Они постоянно вываливались, западали, отпадали и т.п. Причем представляли они из себя очень хитрую конструкцию из пружинок, передатачных рычагов, шкивов. Иногда аж диву давался, до чего могла дойти инженерная мысль в стремлении усложнить простое!

Вероятно, чемпионом по поломкам были кошмарные гибриды магнитофона, радиоприемника и проигрывателя грампластинок. Эти громоздкие монстры имели куда больше «узких мест», чем обычные магнитофоны, а потому приносили огромное количество хлопот своим хозяевам. А вот одной из более-менее надежных моделей среднего класса была линейка магнитофонов «Маяк».

Эти кассетные деки стоили без колонок, если не ошибаюсь, рублей 200 с чем-то. Наверное, неправильным будет сказать, что они не ломались. Конечно же, ломались! Но по сравнению со многими другими моделями, они, как бы это сказать, в большей степени поддавались ремонту народными средствами - например, пинками по корпусу. Либо срабатывал нехитрый метод: разобрал, снова собрал и все работает. Иногда приходилось прибегать и к более ухищренным приемам.

Скажем, часто можно было увидеть в домах, как магнитофон стоит под углом, поскольку под его ножку что-то подставили. Оказывалось, что он мог работать только в таком наклонном положении (угол наклона вычислялся эмпирическим путем). Или напротив, магнитофон начинал работать, только если сверху на него нагружали увесистую стопку книг. Но самую поразительную конструкцию я видел у одного товарища.

У него под кассету надо было засунуть ложку, а на ложку положить гирьку для утяжеления. Только при таких костылях манитофон работал. Но тем не менее, если «Маяк» мог хоть как-то работать при всех этих смехотворных способах, то вышеупомянутая «Весна» помирала напрочь и ни на какие припарки не реагировала.

Ну а верхом желания, конечно, были японские магнитофоны - Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. От советских собратьев они отличались за версту броским дизайном, а главное, многие из них были двухкассетными - необычайная редкость для советской техники, которая очень ценилась в годы перезаписи с кассеты на кассету.

Кстати, советские кассеты были курьезом куда похлеще советских магнитофонов. Более неудачной вещи трудно было сыскать.

Как ни странно, но в СССР магнитофонные кассеты дефицитом не являлись. Это был редкий случай, когда товар, который потенциально мог бы быть дефицитным, продавался повсеместно, но по такой цене, которая исключала любой ажиотаж. В любом магазине «Радиотовары» полки были заставлены импортными кассетами самых разных марок Стоили они все совершенно одинаково вне зависимости от производителя – девять рублей за 90-минутную кассету. Цена по нынешним меркам, конечно, совершенно несуразная. Месячную зарплату инженера в 120 рублей можно было с шиком вбухать аж в 13 кассет!

Впрочем, можно было и не шиковать, а скромно накупить кассет отечественного производства – по четыре рубля за штучку. Но что это была за кассеты! Песня, а не кассеты! Если бы в Госплане завелся некий казачок засланный, который прямо приказал бы производителям кассет - «сделайте такую кассету, чтобы она самим своим существованием порочила бы советскую промышленность» - он должен был бы быть чрезвычайно доволен тем, что получилось. Поскольку получилось даже не «как всегда», а гораздо хуже.

Когда советская кассета лежала на прилавке рядом со своими импортными собратьями, она производила впечатление даже не бедного родственника, нет! Скорее, какого-то подзаборного забулдыги, тихонько пристроившегося в хвост приличной компании. Начать хотя бы с названия. Импортные кассеты назывались звучными именами производителей – Basf, Denon, Sony, Toshiba, TDK, Agfa. Советский недоносок был наречен без малейшего проблеска фантазии – МК, что означало не что иное, как магнитофонная кассета. Странно, что не КМ - кассета магнтифонная.

Внешний вид этого тезки Московского Комсомольца был ужасен. Импортные кассеты были упакованы в яркие полиэтиленовые обертки, под которыми находились такие же красочные вкладыши. Их советский родич продавался вовсе без обертки, а в оформлении использовались главным образом серые, рыжые и коричневые тона. Видимо упомянутый казачок засланный лично проконтролировал дизайн.

Вкладыш (бумажка в кассетной коробке для записи названия песен) в импортных кассетах был из приятной глянцевой бумаги. По ней очень удобно писал карандаш, а при необходимости легко стирался резинкой. В советских кассетах вкладыш был из картонно-газетной шероховатой бумаги. Один раз написать на нем еще можно было, но при попытке стереть надпись резинкой, бумага превращалась в грязную кашу.

Однако это обстоятельство как раз было пустяком. Кому могло понадобиться стирать названия песен и писать новые, если сама пленка в принципе была слабо приспособлена для перезаписи? Ибо пленка в кассетах была под стать всему остальному. Она могла обеспечить только очень скромное качество записи, а при попытке часто перезаписывать – быстро выходила из строя.

Но зато магнитофонам эта пленка очень нравилась! Они с большим удовольствием зажевывали ее при любом удобном случае. Этот случай был прозорливо предусмотрен производителями кассет, а потому на корпусе зачастую отсутствовали винтики. Все импортные кассеты были разборными, то есть подлежали мелкому ремонту - например, расправить пленку. Многие же советские же кассеты были клееными, они честно старались сопроводить воспроизведение скрипом и посвистыванием, но, увы, ремонту не поддавались. Если в кассете заминалась пленка, то кассету можно было сразу выбрасывать. А еще лучше – вообще не покупать.

Но ведь кто-то же их покупал? Покупали. Либо совершенно непритязательные потребители, либо совсем уж жмоты. Во всяком случае, в школе сверкануть кассетой МК означало обречь себя на верное осмеяние. Впрочем, учитывая, что сейчас можно встретить воспоминания о советских временах, выдержанные в самых розовых тонах, я не удивлюсь, если кто-нибудь напишет, что советские кассеты значительно превосходили импортные аналоги, отлично работали и вообще до сих пор у кого-то исправно служат. Ничуть не удивлюсь.


Краткая справка...

Сперва немного систематизированной информации, чтобы ты мог легко ориентироваться, не используя мозг.

60-е годы в СССР: моно-звук, черно-белое ТВ, ламповая аппаратура, проигрыватели винила, катушечные магнитофоны.

70-е годы : стерео-звук, постепенный переход на цветное ТВ и транзисторные схемы, проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, допотопные бобинные видеомагнитофоны.

80-е годы : все то же, что в 70-е, плюс бытовое VHS-видео, и уже к концу десятилетия - компакт-диски и цифровая схемотехника.

Конец краткой справки

Начнем с того, что радиоаппаратура и электроника в СССР делилась согласно госстандартам на классы. Причем, чтобы понять к какому социальному классу принадлежит магнитофон или телевизор, вовсе не обязательно было искать описание в интернете. Первая цифра в названии устройства обычно обозначала именно его уровень. Допустим «Вега 108» - явно проигрыватель 1-го класса. А «Легенда 404» - явно четвертого. Первый класс «Веги» - это как бы сейчас сказали премиум сегмент, а четвертый «Легенды» - стартовый бюджетный. «Олимп-004» таким образом - даже не премиум, а лакшери, то есть высший класс.

Конечно, нам, потребителям-обывателям, хотелось иметь аппарат классом повыше, но в советской реальности всегда был элемент хаоса. Какие-то марки народ любил за неприхотливость и стабильность, а каких-то избегал что есть сил, даже если на них лепились этикетки первого-второго класса. Действительно, все эти обозначения классовой принадлежности базировались только на паспортных данных устройства, а вовсе не на его реальной надежности и пригодности.


Покупка непроверенного бренда, сделанная спонтанно, без консультаций с друзьями-специалистами обычно кончалась тем, что ты потом всю оставшуюся жизнь носил этот несчастный магнитофон в ремонт. И что особенно печально - наблюдал бы, что мастерская завалена точно такими же сломанными аппаратами, как твой!

Почему все бывшие дети СССР до сих пор с теплотой поминают магнитофоны «Электроника 302» или «Маяк 205»? Вовсе не потому, что они были как-то особенно качественны, красивы или дешевы. На самом деле ни одного из этих трех качеств у них не имелось! Но зато они были неубиваемы, жрали любую пленку, включались в самой поганой электросети. И в качестве бонуса при этом еще и воспроизводили какую-то музыку.


Можно ли было на одну зарплату рабочего купить хороший стерео-магнитофон? Теоретически да, были неплохие модели второго класса по 200-250 рублей, но надо учитывать в основном то были так называемые «деки», они же «приставки» - то есть аппарат, который только кассеты/катушки крутил, а к нему надо было подрубать отдельный стерео-усилитель и две колонки. В общем уже надо было вести речь о трех зарплатах.

Мало кто знает, но львиная доля популярных советских проигрывателей, магнитофонов и даже колонок копировали какие-то западные (в основном японские или немецкие) хитовые модели. Внешне, бывало, сходство удавалось разительно. Про качество вежливо помолчим.

Катушечники (они же бобинники) еще были способны перезаписывать звук по-человечески. Но все равно вот через что тебе приходилось пройти, чтобы послушать одну запись:

Достать катушку из коробки, и убедиться, что готова именно та сторона ленты, которую ты хочешь слушать. Если это не так - перемотать катушку целиком на пустую. 2-4 минуты.

Зарядить катушку, пропустив ручками ленту между тучей валиков и намотав цветной кончик ленты (ракорд) на пустую принимающую катушку. 1 минута.

Включить магнитофон и усилитель. Пустить пленку. При каждом втором запуске оказывалось, что звук идет совершенно глухой. Надо было остановить воспроизведение, вытащить пленку, протереть головку ваткой со спиртом или водкой. Зарядить все обратно. 1-2 минуты.

У кассетных магнитофонов еще часто требовалось отверткой подстраивать головку для записей, сделанных на других магнитофонах. Это делали прямо на ходу, по ходу воспроизведения.


Наиболее частые опасности:

Зажевывание пленки в механизм. На катушечниках бывало редко, на кассетных магнитофонах настолько постоянно, что приравнивалось к норме жизни.

Обрыв пленки. Лечится утомительной процедурой с подрезкой и склеиванием скотчем. Если запись сделана на малой скорости, то в музыке на месте склейки появится небольшой провал.

О постоянном загрязнении головки мы уже писали чуть выше. Виной тому, как правило, поганые советские магнитофонные ленты. Среди катушек марка завода «Свема» была особенно ужасна. «Тасма» - ни рыба ни мясо. «Славич» - уже неплохо. OrWo производства ГДР - очень хорошо. Ну а буржуазные так и вовсе отлично, но стоили космически.

Если магнитофонные бобины производства СССР еще как-то можно было использовать, то легендарные советские кассеты МК-60 были подлинным проклятьем всей страны, и повсеместно считались непригодными.

Со временем, и довольно быстро, у магнитофона изнашивались воспроизводящие головки (требовалась замена). Также растягивались резиновые пассики (звук начинал плавать).

Заметь, мы даже не рассматриваем аспект того, какого кошмарного качества были сами записи. Ведь и на самых первоклассных аппаратах потери звука при перезаписи были ощутимы. Самые дорогие трехголовочные магнитофоны давали возможность сравнивать оригинал и получившуюся запись прямо на ходу, система называлась «сквозным каналом».


За что вы терпели такие мучения? - удивится молодежь. Ну ладно у вас в СССР не было денег на фирменный iPod. Но ведь можно было винил крутить!

С этим еще интереснее. Практически в каждом доме были пластинки Аллы Пугачевой, а также ансамблей Поля Мориа, Бони Эм и АББА. Это то немногое из популярной музыки, что фирма «Мелодия» честно и много выпускала. Правда, за Бони Эмом бы пришлось постоять в очереди. А лицензионную пластинку ансамбля «Урия Хип» в магазине бесполезно было ждать, сразу требовалось идти к спекулянтам. Это, кстати, единственная капиталистическая хард-энд-хэви группа, опубликованная в СССР до перестройки.


Качество советского винила пребывало где-то на среднемировом уровне. Оно было сквернее английских, японских или голландских пластинок, но все же сильно лучше, чем у болгар или поляков. Согласно легенде, самые качественные тиражи «Мелодии» обклеивались черным лейблом-яблоком в центре пластинки. Далее шли синий и потом красный (как на фото выше). Хуже всех - розовые и белые. Надо сказать, что черные и синие лейблы действительно смотрелись богаче.

Хуже всего работникам всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» удавались обложки - кошмарным было все, от изувеченных картинок до мутных красок и рыхлой тонкой бумаги.

Но даже такие пластинки требовалось искать долго и настойчиво. В постоянном ассортименте и без очередей был детский репертуар, эстрада и не самая востребованная классическая музыка. Больше всего имелось на полках дисков с речами генсеков, сборниками лучших партийных выступлений и аудиоисторий героического комсомола.


Стоил советский винил недорого, обычно от полутора до трех рублей. Что особо отрадно - в Советском Союзе почему-то умели делать хорошие виниловые вертушки, которые до сих пор являются предметом коллекционирования и пребывают в рабочем состоянии. Особенно все любят вспоминать «Корвет», правда и стоил он несколько месячных зарплат.


Сейчас такой можно купить по объявлению на «молотке» или «авито», но, учитывая чисто механическую натуру прибора, за годы он износился и требует аккуратных доводок.

Тут самое время вспомнить о том, что вовсе не безгрешные лучезарные носители музыки, как о них сейчас сочиняют в аудиофильских форумах и околомузыкальных журналах. Перечислим все беды, связанные с прослушиванием винила в те времена, да и сейчас:

Порча пластинки от всего: ударов, царапин, жидкостей, солнца, неправильного хранения.

Изнашивание пластинки

Изнашивание иглы проигрывателя (и самые продвинутые дорогие алмазные иглы все равно требуют регулярной смены)

Изобилие пластинок с заводским браком: кривых, сбойных, песочных. Причем многие из этих дефектов не проверишь при покупке. А они ведь характерны не только для советской, но даже для буржуазной фирмовой пластмассы.

Характерное сильное падение качества звука на песнях, которые ближе к центру (так как скорость записи/считывания информации падает, а плотность информации растет).

Капризность техники. Если активно танцевать и топать ногами на вечеринке, то игла на пластинках будет скакать.

Вертаки с дешевыми или изношенными иглами портили пластмассу. Иногда достаточно одного прослушивания, чтобы наделать в пластинке невосполнимых бед.

Падение качества звука по мере увеличения тиража альбома (так как штамповочная матрица на заводе изнашивается).

На самом деле список виниловых бед далеко не полный - в приступе вдохновения опытный винилопользователь составит каталог претензий пунктов на пятьсот.


Заграничные пластинки проникали в страну контрабандой и стоили соответствующих контрабандных денег. В портовых городах вроде Мурманска цена поменьше, в Москве, где спрос наибольший, соответственно и расценки недетские. 70-80 рублей за импортную пластинку было обычной ценой - это больше, чем стипендия студента. Актуальные и востребованные альбомы - по 100-150 рублей за штуку, то есть как зарплата научного работника или служащего. То есть быть фанатом меломаном и содержать семью было мало реально. Хотя многие собиратели втягивались в этот бизнес и имели стабильный нелегальный доход.

Большинство же советских людей к импортному винилу доступа не имело. Новые записи переписывались с магнитофона на магнитофон у друзей. Или же заказывались в так называемых «Студиях звукозаписи», как легальных, так и нет.

Катушечный магнитофон, 1930 год


Победоносное шествие магнитофонов началось в годы Второй Мировой войны. В фильмах "Семнадцать мгновений весны" и "Вариант "Омега"" магнитофоны играют далеко не второстепенную роль. И хотя существование в 1945 году миниатюрных диктофонв, подобных тем, что Штирлиц возил на встречу с Борманом, можно поставить под сомнение, в остальном авторы фильмов достаточно точно отобразили роль магнитофонов в той войне... А уже после войны появляются и первые бытовые магнитофоны, в том числе и в Советском Союзе.



Студийный магнитофон "МАГ-2". ВНАИЗ, модель 1947 года


В нём применялась первая отечественная магнитная лента типа "МЛ". Для меньшего износа магнитных головок при записи или воспроизведении магнитную ленту заправляли по-разному. Скорость протяжки магнитной ленты 45,6 см/сек. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 50...7000 гц. Нелинейные искажения 1%.
В Советском Союзе первый бытовой магнитофон "Днепр" был выпущен в 1947 году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации. Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой скорости.
К 1950 году запись на магнитную ленту уже существовала, но для простого населения страны была недоступна из-за высокой цены. Первой попыткой сделать магнитную запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки ""МП-1"" в начале 1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно с любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года заводом ""Эльфа"", правда, уже серийно выпускалась подобная модель в составе радиограммофона ""Эльфа-6-1"", но она была весьма дорогой и имела существенный недостаток - скорость движения ленты была непостоянна и зависела от величины рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка ""Волна"", как и предшественники, совмещала в себе простоту конструкции и электрической схемы, имела ряд достоинств и недостатков, но главное, скорость перемещения ленты была уже постоянной.



Магнитофонная приставка МП-2, 1950-е годы


Слева блок электроники, в центре - механизм с магнитными головками, справа - микрофон МД-41. Применялась совместно с электропроигрывателем, при скорости 78 об/мин обеспечивала скорость ленты 19,05 см/с.



Магнитофонная приставка - "Волна" (Звукозаписывающий аппарат).Начало выпуска 1955 год


Приставка не имела электродвигателя, для ее привода использовался диск проигрывателя грампластинок, с которым приставка и эксплуатировалась. Схема содержала одну радиолампу, которая выполняла функции генератора стирания и подмагничивания, корректирующего усилителя записи и предварительного усилителя сигнала. Все остальные функции выполнял базовый аппарат, к которому приставка подсоединялась через специальный разьём. Такой разьём можно было установить на аппарат самому, он придавался в комплект приставки, а некоторые серийные аппараты уже имели подобные разьёмы, например, радиолы ""Эстония-55"", ""Казань"".
Запись на ленту двухдорожечная, осуществляется переворачиванием и перестановкой катушек. Диапазон записываемых/воспроизводимых звуковых частот приставки на скорости 78 об/мин. составляет 100...7000 Гц, на 33 об/мин - 100...3000 Гц. Приставка не имела собственого блока питания поэтому через разьём получала необходимое анодное напряжение и напряжение накала также от базового аппарата, потребляя мощность около 1,5 Вт. Режимы перемоток в приставке отсутствовали. Стоила магнитофонная приставка 300 рублей по курсу 1955 года (то есть 30 рублей в послереформенных ценах).


Но прогресс не стоит на месте. За первым "Днепром" появились последующие модификации, с гораздо лучшими характеристиками, со стандартными скоростями ленты.



Катушечный ламповый магнитофон "Днепр-3", 1952 год


Магнитофон предназначен для однодорожечной записи. В магнитофоне имеется ускоренная перемотка ленты в одном направлении. Скорость движения магнитной ленты 19,05 см/сек. Время записи, при ёмкости катушек 500 метров 44 минуты. Диапазон частот записи 100...5000 Гц. Относительный уровень шумов -35 дБ. КНИ 5%. Размер аппарата 518х315х330 мм. Вес 28 кг.



"Днепр-3" вид изнутри.



Магнитофон "Днепр-9"


"Днепр-9" стал уже двухдорожечным, имел очень неплохую акустическую систему в деревянном корпусе. Последующие модели этого семейства долгое время были мечтой тогдашних меломанов, так как обладали очень хорошими характеристиками при сравнительно невысокой цене.
Один из первых советских двухдорожечных магнитофонов. Использовал стандартные катушки "номер 18" объемом 350м (лента на ацететной основе толщиной 55 мкм), что обеспечивало продолжительность записи 30 минут при скорости 19,05 см/с. Диапазон частот 70-8000Гц, выходная мощность 2.5 Втт. Вес 28 кг, цена 120 руб.



Катушечный ламповый магнитофон 2-го класса "Мелодия МГ-56", 1956 год.


Магнитофон ""Мелодия МГ-56"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ на магнитной ленте типа 2 с катушками № 18. Запись звука двухдорожечная. Скорость протяжки 9,53 и 19,05 см/сек. Диапазон ЗЧ канала записи-воспроизведения на большей скорости 50...10000 гц, на меньшей - 100...6000 гц. Номинальная выходная мощность на двух громкоговорителях 2ГД-3 около 2 вт. Магнитофон имеет индикатор уровня записи, схожий с ним по оформлению указатель метража магнитной ленты, кнопку пауза, регуляторы тембра НЧ и ВЧ, устройство выключения в конце рулона ленты. Всевозможные переключения в магнитофоне осуществляются с помощью реле и электромагнитных муфт. Управление аппаратом кнопочное. Размеры - 420х420х210 мм. Полная масса 24 кг. Цена магнитофона после денежной реформы 1961 года 290 рублей.



Магнитофон ""Мелодия МГ-56""



Дисковый специальный магнитофон "МАГ-Д1" (П-181). Модель 1957 года


Скорость вращения диска при записи и воспроизведении переменная от 35 до 100 об/мин. Время записи на максимальной скорости около 1,5-2 минут. Диапазон рабочих частот переменный и меняется от 300...5000 гц в начале диска до 300...3000 гц в конце. Смысл применения диска - обеспечить быстрый доступ и повторное проигрывание любого места записи.


Также были разработаны переносные магнитофоны с автономным питанием (репортажные). С целью экономии батарей они приводились в движение заводимой рукояткой пружиной (как патефоны)



Репортёрский магнитофон - "МИЗ-8". Модель 1953 года.


""МИЗ-8"" это первый отечественный репортажный переносной, с автономным питанием магнитофон с пружинным приводом, "граммофонного типа". В магнитофоне применено две головки, стирающая и универсальная, для записи-воспроизведения. Собран аппарат на трёх радиолампах. Питание осуществляется от двух батарей (отсек слева). Диапазон записываемых и воспроизводимых частот на линейном выходе 200-5000 Гц. Скорость протяжки ЛПМ 26 см/сек. Время однодорожечной записи - 15 минут. Размеры магнитофона 350х246х177 мм, вес 7,2 кг



В 1954 году Киевский завод аппаратуры начал выпуск бытового портативного магнитофона ""Днепр-8"", созданного на основе модели ""МИЗ-8"". В бытовой модели применялись катушки меньшего размера, вмещающие 100 метров магнитной ленты, скорость её протяжки также была снижена



Настольный ламповый катушечный магнитофон "Гинтарас". Вильнюсский электротехнический завод "Эльфа". 1960 год.


Магнитофон ""Гинтарас"" (Эльфа-19) предназначен для записи и воспроизведения двухдорожечных фонограмм, на скорости 19 см/сек. При ёмкости катушек 350 метров продолжительность записи/воспроизведения - 2х30 минут. Диапазон рабочих частот магнитофона на линейном выходе 50...10000 Гц, а воспроизводимых через громкоговоритель 1ГД-9, установленный в акустической системе аппарата - 120...8000 Гц. Выходная мощность усилителя НЧ - 1 Вт. Имеется ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты магнитофона 385х346х180 мм, его масса 15 кг.



Настольный катушечный магнитофон "Айдас" (Эльфа-20). Магнитофон производился с 1962 по 1966 год.


"Айдас" в переводе с Литовского означает "Эхо". В магнитофоне ""Айдас"" применена двухдорожечная система записи на магнитную ленту типа 2 или 6. Скорость движения ленты 19,05 см/сек. Магнитофон комплектуется кассетами №15 ёмкостью 250 метров ленты, длительность записи на
двух дорожках около 45 мин. Диапазон записываемых и воспроизводимых магнитофоном частот по электрическому тракту 40...12000 Гц при работе с лентой типа 6, на ленте типа 2 - диапазон несколько уже и составляет - 50...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 1 вт, при коэффициенте искажений на линейном выходе не более 3%, на эквиваленте громкоговорителя 6%. Уровень шума не хуже 40 дб, детонация 0,4%. Размеры магнитофона 400х300х186 мм, вес 12 кг. В
1965 году электрическая схема и ЛПМ магнитофона были модернизированы, а в 1966 году он модернизирован в ""Айдас-9М"".


В 1960 году Великолукский радиозавод осваивает выпуск самого доступного "народного" магнитофона "Чайка" - его цена в послереформенных рублях составляла всего 105 рублей! Дешевле были только приставки "Нота" и "МП



Магнитофоны "Чайка" и "Чайка-М". Производство с 1960 и 1964 года соответственно. Внешне модели идентичны.


Скорость ЛПМ 9,53 см/сек. Катушки вмещают 240 метров магнитной ленты. Запись 2-х дорожечная, длительность записи 40 минут. При использовании ленты типа 2 или СН, усилитель воспроизводит полосу звуковых частот 40...6000 Гц. Выходная мощность усилителя нч на громкоговорителе 1ГД-18 - 1 Вт. Магнитофон собран на 4 лампах. Корпус у магнитофона деревянный, из гнутой фанеры, облицован синтетическим пластиком. Габариты магнитофона - 340х270х180 мм, масса 12 кг. Магнитофон ""Чайка-М"", выпускавшийся с начала 1964 года, имеет незначительные отличия в электрической схеме и конструкции по сравнению с базовым магнитофоном ""Чайка"", качество звучания несколько улучшено, при использовании ленты типа 2 или СН магнитофон воспроизводит полосу частот 40...10000 Гц.



Магнитофон "Яуза-10"


"Яуза-10", первый советский стереофонический магнитофон (стоивший в 60х годах почти 400 рублей - немалая по тем временам сумма). Специально для этой модели были разработаны узлы, ранее не применявшиеся в отечественной бытовой технике: счетчик метража ленты, сдвоенные регуляторы, переключатель дорожек. К сожалению, судьба этой модели сложилась не очень удачно: из-за высокой цены и отсутствия в середине 60х годов качественных источников стереосигнала уже к 1968 году выпуск "Яузы-10" был свернут: потребителю не было смысла покупать столь дорогостоящий аппарат, возможности которого он не мог использовать.
Запись велась на две дорожки (левый и правый каналы), кроме того, допускалось проведение монофонической записи, что позволяло использовать четрые дорожки на одной катушке ленты (250 метров). На скорости 19,05 см/с при диапазоне частот 40-15000 Гц обеспечивалась длительность записи на одной дорожке 22 минуты. Комплектовался двумя выносными акустическими системами (праый и левый каналы), кроме того, имел два встроенных динамика. Вес магнитофона 14,5 кг, акустических систем 4.5 кг.



Магнитофон "Весна", выпущен в 1963 г.


Портативный переносный аппарат, работавший как от батарей (10 штук типа 373), так и от сети переменного тока через внешний выпрямитель. Скорость ленты 9,53 см/с, использовались катушки "номер 10" объемом 100 м, что обеспечивало 17 минут на дорожке. Диапазон частот 100-6000 Гц. Вес с батареями 5,5 кг, цена 150 руб.



Переносный магнитофон "Мрия". Выпущен в 1967 г.



Магнитофон "МАГ-8М11"


Полупрофессиональный однодорожечный магнитофон выпуска 1953 г. Применялись катушки емкостью 500м, при скороcти 19,05 см/с длительность записи составляла 43 мин. Рабочий диапазон 50-10000 Гц, выходная мощность 2,5 Вт, вес 52 кг, цена 365 руб.



Магнитофон "Маяк 201" моно


Большое распространение получили магнитофоны семейства "Маяк" (помимо первой моно модели 201, в дальнейшем выпускались стереофонические 203 и 205), "Юпитер", "Ростов", "Орбита", а уже в начале 80х годов появились полупрофессиональные модели "Электроника ТА-001" и его "родственник" по классу "Олимп". Эти аппараты обеспечивали практически студийное качество и допускали использование ленты на катушках вплоть до 22го номера и были мечтой "подпольных" музыкантов конца 70х - начала 80х годов. Многие впоследствии известные исполнители и группы поначалу "писались" именно на "Олимпы".



Магнитофон "Юпитер-201-стерео"


Стереофонический магнитофон II класса, обеспечивавший диапазон частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, имел встроенный двухканальный усилитель выходной мощностью 7 Втт на канал, комплектовался двумя двухполосными акустическими системами в деревянном корпусе. Весил 15 кг.

И ещё немного фотографий старых катушечных магнитофонов.









Понравилось? Лайкни нас на Facebook