Способы подачи сигналов бедствия. Ветолет спешит на помощь Знаки международной кодовой таблицы сигналов бедствия

Согласно предписаниям, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками. Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния, поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь.

Разновидности сигналов

Сигналы бедствия по ОБЖ изучают в школе с 6 класса. Они могут подаваться различными способами как с использованием технических средств, так и без них.

Сигналы делятся на следующие разновидности:

  1. Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.
  2. Дымовые. Используются столбы дыма от зажженных костров.
  3. Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолет, приблизившийся к земле.
  4. Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.
  5. Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.
  6. Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.
  7. Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, ее участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

    Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

  1. Радиостанция. Этот прибор действует только на равнине.
  2. Палочка-фонарик. Работает часов 10. Свет виден только вблизи.
  3. Сигнальный буй. Нужен, если бедствие произошло на воде.
  4. Водный маркер. От него вода становится насыщенно-зеленой или оранжевой.
  5. Зеркало-гелиограф. Пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии в 20 000 метров.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров . Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет . Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Международные коды

Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.

Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину . Пробельное пространство между знаками - не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.

Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.

В пустынях знаки можно изобразить с помощью песка. Его нагребают в небольшие валы. Такие символы хорошо видны утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Песчаные валы отбрасывают густые тени, отчетливо заметные с воздуха.

Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной - светлыми.

Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия - «S.O.S.» . Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле. Другой экстренный международный радиосигнал - это «Mayday», который означает «Помогите!». В качестве сигнала бедствия используют оранжевый дым, непрерывный звуковой сигнал или перевернутый государственный флаг.

Авиационные и информационные знаки

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне - белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

  1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
  2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
  3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
  4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
  5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
  6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение . Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров - гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало - гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица .

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

    «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

    «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а - «Место, где прошли»;

б - «Повернуть налево»;

в - «Повернуть направо»;

г - «Осторожно, опасно!»

Знаки международной аварийной сигнализации

(используются для подачи сигналов с земли воздушным судам)

Кодовая таблица. Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман cпособ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица . Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

"Нужен врач"

"Нужны медикаменты" .

"Неспособны двигаться"

"Нужны пища и вода"

"Требуются оружие и боеприпасы"

"Требуются карта и компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь в этом направлении"

"Попытаемся взлететь"

"Судно серьезно повреждено"

"Здесь можно безопасно совершить посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или отрицательно"

"Да или положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли всех людей"

"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима

медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе: 1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор

При проведении ПСР спасателям зачастую приходится выполнять задания вдали от населенных пунктов, проводить несколько дней в "полевых условиях", сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования к их способности работать в этих условиях. Прочные знания в различных областях, умение ими пользоваться в любых условиях являются основой выживания.

Отправляясь на ПСР , спасатели должны, наряду с орудиями труда и средствами защиты, иметь следующий набор необходимых предметов , которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне:
- сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 30-40 км;
- охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища;
- свисток для сигнализации;
- большой нож (мачете) в ножнах, который может использоваться как нож, топор, лопата, острога;
- компас, кусок плотной фольги и полиэтилена, рыболовные принадлежности, сигнальные патроны, аварийный набор медикаментов, запас воды и продуктов.

Сигнализация . Спасатели должны знать и уметь применять на практике специальные сигналы. Для обозначения собственного местонахождения спасатели могут использовать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изоляции, масляные тряпки, то будет выделяться черный дым, который хорошо виден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костер следует бросать зеленые листья, свежую траву, сырой мох.

Для подачи сигнала с земли воздушному транспортному средству (самолету) можно применять специальное сигнальное зеркало . Необходимо держать его на расстоянии 25-30 см от лица и смотреть через визирное отверстие на самолет; поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями. Для визирования нужно проделать в центре предмета отверстие. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума мотора самолета.

Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер. Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия.
Хорошие средства сигнализации - яркоокрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета). В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Одним из последних достижений в разработке "целеуказания" является небольшой резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя светящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90 м нейлоновым тросом. Масса комплекта составляет 1,5 кг.

С целью облегчения поиска целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов "Земля - Воздух". Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед, вытоптаны на снегу.


"Нужен врач"

"Нужны
медикаменты"
.

"Неспособны
двигаться"

"Нужны
пища и вода"

"Требуются
оружие и
боеприпасы"

"Требуются
карта и
компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь
в этом направлении"

"Попытаемся
взлететь"

"Судно
серьезно
повреждено"

"Здесь можно
безопасно
совершить
посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или
отрицательно"

"Да или
положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции
закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли
всех людей"


"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"
Понравилось? Лайкни нас на Facebook