Дать определение что такое программа. Что такое компьютерная программа? Создание, использование, виды и назначение компьютерных программ. Классы компьютерных программ

ПРОГРАММА

ПРОГРАММА

(греч., от pro - прежде, вперед, и grapho - нишу). Краткий очерк, предначертание, изложение, содержание сочинения, предпринимаемого издания, книги или журнала, преподавания чего-либо. Изложение убеждений какой-либо партии.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПРОГРАММА

1) перечень учебных предметов и указание их содержания, распредел. их по классам; 2) список очередных дел и вопросов, подлежащих обсуждению к.-н. обществ на собрании; 3) намеченный образ действий; 4) направление журнала, газеты и вообще совокупность вопросов, обсуждаемых к.-н. органом периодической печати; 5) порядок концерта, литературного вечера и проч.; 6) вообще расписание предначертание, краткий общий очерк содержания и т. д.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПРОГРАММА

1) перечисление предметов, предположенных к преподаванию в различн. учебн. заведениях, по курсам и классам; 2) перечень очередных дел, предстоящих к обсуждению в заседании различн. обществ; 3) перечисление нумеров, имеющих быть исполненными на концерте, литерат. вечере, в цирке и т. д., а также вообще всякое объявление о порядке предположенных празднеств и зрелищ; 4) образ действий, намеченный какой-либо партией; 5) направление, которого намерен держаться орган периодической печати; 6) в искусстве - рисунки, скульптурн. произведения, архитект. чертежи и т. п., исполняемые учениками академии художеств на заданную тему.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПРОГРАММА

греч., от pro , вперед, прежде, и grapho , пишу. Предначертание.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Програ́мма

((гр. programme объявление, предписание)

1) план намеченной деятельности, работ,

2) изложение основных задач и целей, намеченных правительством, политической партией или общественной организацией; программа кпсс - краткое, научно сформулированное изложение целей и задач партии в борьбе за построение коммунизма;

3) учебная п. - краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг званий, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися;

4) перечень театральных, концертных, цирковых, эстрадных номеров, радио-и телепередач, а также печатный указатель исполняемых ролей, номеров, выступлений, передач и исполнителей;

5) в вычислительной технике - полное и точное описание на нек-ром формальном языке процесса обработки информации для решения поставленной задачи на электронной вычислительной машине.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Программа

программы, ж. [греч. programma – объявление ]. 1. План (деятельности, работы). 2. Изложение основных положений и целей деятельности политической партии, общественной организации или отдельного государственного, общественного деятеля. Политическая программа нового президента. 3. Краткое изложение содержания и методологических установок курса, предмета, преподаваемого в учебном заведении. Программа по истории. 4. Перечень отдельных номеров, исполняемых на вечере, концерте, цирковом представлении и т. п. 5. План действий, задание для ЭВМ или механизмов с программным обеспечением; описание на специальном формализованном языке процесса выполнения такого плана.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Программа

ы, ж. (нем. Programme греч. programma публичное объявление, распоряжение, указ).
1. План деятельности, каких-н. работ и т. п. П . исследований .
|| Ср. график .
2. Изложение основных задач и целей, намеченных кем-н. (правительством, политической партией или отдельными лицами). П . перехода к рынку .
3. Краткое изложение содержания учебного предмета. П . по русскому языку .
|| Ср. конспект .
4. Содержание театральных, концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач, а также листок, брошюра с перечнем исполняемых номеров, выступлений, передач и т. п. П . концерта . Телевизионная п .
Программка - театральная п.
5. инф. Последовательное и точное описание на нек-ром формальном языке процесса обработки информации для решения задачи на ЭВМ.
Программный - относящийся к программе 2, 3, 5, программам.
|| Ср. алгоритм .
6. разг. Каждый из нескольких каналов , по которым ведется теле- или радиопередача. По первой программе - новости, по второй - фильм .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРОГРАММА" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    программа - ы, ж. programme m., нем. Programme <гр. programma публичное объявление. 1. Содержание или план какой л. деятельности, работы и т. п.; предварительно разработанная совокупность действий и мероприятий для осуществления чего л. БАС 1. План… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Программы, жен. [греч. programma объявление]. 1. План (деятельности, работы). Программа машиностроения. Программа испытаний. Программа работ съезда. 2. Изложение основных положений и целей деятельности политической партии, общественной… … Толковый словарь Ушакова

    Жанр музыкальное обозрение Производство … Википедия

    Программа «А» советская и российская музыкальная передача, выходившая на Первой программе ЦТ, на канале РТР и ТВЦ. Специализируется в первую очередь на необычных и перспективных музыкальных явлениях, альтернативной и некоммерческой музыке,… … Википедия

    Советская и российская музыкальная передача, выходившая на центральном телевидении. Специализируется в первую очередь на необычных и перспективных музыкальных явлениях, альтернативной и некоммерческой музыке, русском роке. Редакция определила… … Википедия

    программа - Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма. [ГОСТ 19781 90] [ГОСТ 28806 90] [ГОСТ 28397 89] программа Ряд проектов и видов деятельности, которые… … Справочник технического переводчика

    Последовательность машинных команд, предназначенная для достижения конкретного результата. Программа согласно ГОСТ 19781 90 данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации… … Финансовый словарь

    программа - для вычислительной машины; машинная программа; программа Алгоритм решения задачи, заданный на языке вычислительной машины … Политехнический терминологический толковый словарь

    ПРОГРАММА, см. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Семь Дней Тв-программа 45-2018 , , … Категория: Развлечения Серия: Редакция журнала Семь Дней Тв-программа Издатель: Пресса.ру , электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

; 2) синтаксическая единица, которая соответствует правилам определённого языка программирования , состоящая из определений и операторов или инструкций , необходимых для определённой функции, задачи или решения проблемы (стандарт ISO/IEC 2382-1:1993) .

Первое определение соответствует понятию «исполняемая программа », второе - относится к понятию «исходный текст ».

Другие определения из нормативных документов:

Компьютерные программы как объект авторского права и других прав относятся к категории нематериальных активов .

Создание программ

Запись исходных текстов программ при помощи языков программирования облегчает понимание и редактирование человеком. Этому, в частности, помогают комментарии , допустимые в синтаксисе большинства языков. Для выполнения на компьютере готовый текст программы преобразуется (компилируется) в машинный код.

Некоторые языки программирования позволяют обходиться без предварительной компиляции программы и переводят её в инструкции машинного кода непосредственно во время исполнения. Этот процесс называется динамической компиляцией , и он позволяет добиться большей переносимости программ между разными аппаратными и программными платформами при сохранении многих плюсов компиляции.

Программы могут создаваться в текстовом виде и визуально . В первом случае исходный код набирается вручную, во втором функциональность программы задаётся с помощью элементов графического интерфейса пользователя , а текст программы генерируется автоматически и может быть как доступен для изменения вручную, так и полностью скрыт от программиста.

Хранение и выполнение

До момента, когда пользователь компьютера явно или неявно выдаст запрос на выполнение компьютерной программы, она обычно хранится в энергонезависимой памяти . При получении такого запроса программа посредством другой компьютерной программы, называющейся операционной системой, загружается в память с произвольным доступом , откуда её непосредственно может выполнять центральный процессор. После этого центральный процессор выполняет программу, инструкция за инструкцией, до её завершения. Выполняющаяся программа называется процессом . Завершение программы происходит либо по достижению её последней инструкции (обычно передающей управление операционной системе) либо по ошибке, программной или аппаратной.

Одновременное выполнение

Многие операционные системы поддерживают механизм многозадачности , который позволяет создать эффект одновременной работы нескольких компьютерных программ на одном компьютере. Операционные системы могут выполнять несколько программ, используя диспетчер операционной системы - программный механизм для переключения процессов, выполняемых процессором. Хотя в каждый момент времени выполняется только одна программа, при достаточно частом переключении пользователь может взаимодействовать со всеми программами во время их работы . Современные многопроцессорные компьютеры или компьютеры с многоядерными процессорами поддерживают одновременное выполнение нескольких программ аппаратно .

Фрагменты кода одной и той же компьютерной программы могут одновременно выполняться с помощью потоков выполнения . Существуют многопоточные процессоры, специально оптимизированные для выполнения нескольких потоков.

Самомодифицирующиеся программы

Считается, что выполняющаяся компьютерная программа отличается от данных, которые она обрабатывает. Однако это отличие размывается, когда компьютерная программа модифицирует сама себя. Модифицированная компьютерная программа затем выполняется как часть исходной программы. Самомодификация кода возможна в программах, написанных в машинном коде , на ассемблере , Лиспе , Си , Коболе , ПЛ/1 и Прологе .

Использование программ

Большинство пользователей компьютеров используют программы, предназначенные для выполнения конкретных прикладных задач, таких, как подготовка и оформление документов, математические вычисления , обработка изображений и т. п. Соответствующие программные средства называют прикладными программами или прикладным программным обеспечением . Управление компонентами вычислительной системы и формирование среды для функционирования прикладных программ берёт на себя системное программное обеспечение , наиболее важной составляющей которого является операционная система.

Правовые аспекты

Согласно ст. 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Программы с общедоступными исходными текстами называются открытыми .

Компьютерные программы в большинстве стран являются объектами авторского права (включая Украину и Россию). В некоторых странах компьютерные программы могут защищаться патентами . Патентованию компьютерных программ способствовало Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, которое установило минимальные требования к охраняемому ряду объектов прав интеллектуальной собственности и фактически разрешило патентовать программы. Соглашение ТРИПС обязательно для выполнения на территории Украины и России как государств-членов ВТО.

Таким образом программа может охраняться и как «литературное произведение» и как «изобретение». Для определения режима правовой охраны в первом случае используется «текст кода», в другом - признаки применяемые для изобретений, предлагаемых для патентования (то есть нужно доказать «инновационность», «оригинальность» и «неочевидность», а также возможность решения существующей технической проблемы и коммерческую пригодность) . При этом существует проблема правового разграничения компьютерных программ от проприетарного цифрового контента и проприетарного программного обеспечения .

Исключительное право на программы для ЭВМ и базы данных возникает автоматически с момента её создания и действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (либо смерти последнего из соавторов).

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено патентование компьютерных программ как таковых. Данные объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом, которое возникает автоматически с момента их создания и не требуют обязательной государственной регистрации. Однако программы для ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы в Роспатенте по желанию правообладателя.

Авторское и некоторые другие [какие? ] права интеллектуальной собственности позволяют ограничивать доступ к исходным текстам программ.

В браузере. На этом сайте вы сможете бесплатно создавать wiki-сайты на движке Fandom.

Зарегистрируйте учетную запись. Нажмите на изображение профиля человека в верхнем правом углу страницы, из выпадающего меню выберите пункт REGISTER (зарегистрироваться) и введите следующие данные:

  • Email
  • Username - придумайте название сайта.
  • Password - введите пароль для авторизации.
  • Birthdate - введите дату вашего рождения.
  • Нажмите кнопку REGISTER . Эта кнопка синего цвета находится в нижней части окна. Так вы создадите учетную запись.

    Пока вы не подтвердите сервису, что указали рабочий адрес электронной почты, вы не сможете работать над сайтом. Соответственно, откройте вашу электронную почту, найдите письмо от сервиса "FANDOM" с темой "Confirm your email" (подтвердить email-адрес), а потом нажмите на синюю кнопку CONFIRM NOW (подтвердить сейчас). После этого вы вернетесь в свой личный кабинет.

    Нажмите на синюю кнопку START A WIKI (начать проект) в верхнем правом углу страницы.

    Введите название вашей wiki в текстовое поле в верхней части страницы.

    Придумайте адрес. Как правило, адрес будет генерироваться автоматически на основе введенного вами в поле "Give your wiki an address" (придумайте адрес для wiki-проекта) названия, однако вы можете в любой момент изменить его.

    • Адрес должен быть уникальным; если выбранное вами имя уже занято, вы не сможете его сохранить.
    • Так как Fandom предлагает бесплатный хостинг, адрес вашего wiki-сайта будет выглядеть так: "www..fandom.com".
  • Выберите язык. Из выпадающего меню "Language of your wiki" (язык wiki-сайта) выберите нужный язык.

    Кликните кнопку NEXT (далее) в нижнем правом углу страницы.

    Введите описание вашей wiki. В верхнем текстовом поле на этой странице напишите цель вашего сайта.

    Выберите категорию. Нажмите на выпадающее меню "Choose a Hub" (выбрать категорию) и выберите в нем категорию для вашего wiki-сайта.

    • Выбрав основную категорию, вы сможете выбрать и более конкретные категории.
  • Прокрутите вниз, нажмите на кнопку CREATE MY WIKI (создать wiki-сайт). Это еще одна синяя кнопка в нижнем правом углу страницы.

    Выберите тему. Пока Fandom создает ваш wiki-сайт, кликните по теме, которую вы хотели бы использовать.

    Нажмите на кнопку SHOW ME MY WIKI (показать мой wiki-сайт). После этого откроется страница вашего сайта - да-да, ваш wiki-ресурс уже в сети!

    Часть 2

    Wikidot

      Откройте сайт Wikidot. Перейдите по ссылке http://www.wikidot.com/ в браузере. На этом сайте вы сможете бесплатно создавать wiki-сайты на движке Wikidot.

      Создайте учетную запись. В разделе "Create account" (зарегистрировать учетную запись) заполните следующие поля:

      • username - введите имя пользователя, которое будет использоваться для авторизации.
      • email address - введите действительный адрес электронной почты.
      • password - введите пароль для входа в Wikidot.
    1. Нажмите на кнопку Sign up (зарегистрироваться). Это красная кнопка, расположенная в нижней части экрана создания электронной почты.

      Подтвердите адрес электронной почты. Пока вы не подтвердите сервису, что указали рабочий адрес электронной почты, вы не сможете работать над сайтом. Соответственно, откройте вашу электронную почту, найдите письмо от сервиса "Wikidot.com" с темой "New account information" (информация новой учетной записи) и нажмите на красную ссылку Activate my account now (активировать учетную запись сейчас), находящуюся в середине письма. После этого вы вернетесь в свой личный кабинет.

      Откройте вкладку Sites (сайты). Она находится в верхней части страницы.

      Нажмите кнопку Create site (создать сайт). Это синяя кнопка в нижнем левом углу страницы.

      Введите заголовок и слоган. В правой части страницы введите название вашего wiki-сайта в поле "Title", а поле "Tagline" введите слоган.

      Укажите адрес. В текстовое поле "Web address" (веб-адрес) введите адрес, который должен быть у вашего сайта.

      • Так как Wikidot предлагает бесплатный хостинг, адрес вашего wiki-сайта будет указан с ".wikidot.com" на конце (а не просто ".com").
    2. Выберите язык. Из выпадающего меню "Language" (язык) выберите нужный язык.

      Выберите шаблон. Просмотрите галерею доступных шаблонов и отметьте понравившийся вам вариант, поставив галочку в его правом верхнем углу.

      Укажите уровень использования. В разделе "Access policy" отметьте одну из следующих опций:

      • Open - все могут просматривать ваш сайт и регистрироваться на нем.
      • Closed - все могут просматривать ваш сайт.
      • Private - просматривать ваш сайт могут лишь тему, кому вы это разрешите.
    3. Создайте ваш wiki-сайт. Поставьте галочку в поле "Please confirm" (подтвердить), затем нажмите на кнопку Get my Wikidot site (создать сайт Wikidot). После этого ваш сайт будет создан, а вы перейдете на его главную страницу. Да-да, ваш сайт уже в сети!

    Часть 3

    Собственный хостинг wiki-сайта

      Выберите систему управления контентом. На данный момент есть два основных варианта, которые можно рассматривать:

      Загрузите программное обеспечение для wiki на ваш сервер. Если вы решите, что хотите собственный хостинг вашего wiki, вероятнее всего, вам понадобится перенести программу wiki на сервер . Некоторые хостинги сразу включают в себя программу wiki, готовую для установки, но она может не подходить конкретно для вашего сайта (например, они могут предложить быструю установку TikiWiki, а вы хотите использовать MediaWiki). Следующие шаги представляют собой базовую инструкцию для установки MediaWiki. Ниже описаны базовые шаги по установке MediaWiki.

      • Прочитайте соответствующие руководства, чтобы получить более подробную информацию про MediaWiki и TikiWiki.
      • Программы для wiki предоставляются в сжатом виде. Вы можете извлечь этот файл на ваш компьютер либо на сервер.
      • Разместите папку с wiki-программами в папке "web" на сервере.
      • Переименуйте загруженный файл так, как должен выглядеть ваш URL. Например, если ваш сайт называется www.example.com, изменение имени папки на "w" превратит адрес главной страницы в www.example.com/w/index.php.
    1. Создайте базу данных. MediaWiki поддерживает MySQL и SQLite. Если вы используете SQLite, вам просто надо выбрать имя для базы данных, и она будет установлена автоматически. Если вы пользуетесь MySQL, загрузите его на сервер, если он еще не установлен, и затем создайте базу данных, следуя командам:

      Create database wikidb;

      Grant index, create, select, insert, update, delete, alter, lock tables on wikidb.* to " username "@" localhost " identified by " password ";

      • Замените username и password на имя пользователя и пароль, который вы будете использовать как владелец wiki.
      • localhost можно оставить как "localhost", пока ваша база данных расположена на другом сервере, а не на вашем, куда вы собираетесь установить wiki. Если база находится на вашем сервере, то замените localhost на адрес сервера базы данных.
      • Прочитайте это руководство для более детальной информации о создании базы данных MySQL.
    2. Запустите установочный скрипт с вашего браузера. Когда вы загрузите файлы MediaWiki, и база данных будет создана, перейдите на страницу index.php на вашем сервере через браузер, чтобы запустить автоматический установочный скрипт. После того, как Mediawiki завершит конфигурационные тесты, вас попросят заполнить форму с wiki-информацией:

      Настройте wiki. Когда вы создали и запустили основной wiki, вы можете изменить его внешний вид с помощью созданных пользователями фонов или поигравшись с CSS-кодом.

      • Измените логотип на подходящий вашему wiki.

    Часть 4

    Создание успешного wiki-сайта
    1. Подумайте, для чего вы создаете wiki-сайт. Если вы знаете цель вашего wiki, то сможете выбрать подходящее программное обеспечение и хостинг. Wiki может быть личным сайтом, обширным сообществом или чем-то средним. Вы можете использовать wiki, чтобы отслеживать ваши жизненные цели, создавать руководства для вашего бизнеса, сотрудничать с партнерами по проекту, составлять рассылку для подписчиков, создать место для обсуждения хобби и для многого другого.

      • Wiki лучше всего работают, когда имеют широкую тематику, что позволяет большому количеству редакторов-экспертов вносить вклад в проект. Если вы хотите основать популярный wiki-ресурс с большим количеством участников, не ограничивайте тему узкими рамками, чтобы потом wiki мог развиваться.
      • Например, создать wiki-ресурс обо всех компьютерных играх, выпускаемых определенной компанией, будет лучше, чем посвятить его одной единственной игре.
    2. Проверьте, не существует ли уже wiki-сайт на ту же тему. Сайт wiki, дублирующий другой такой же сайт, не имеет смысла. Сама суть wiki в том, чтобы писать совместно, а не отделяться друг от друга.

      • Обязательно проверьте и другие wiki-сервисы, не ограничиваясь выбранным вами. Например, вы выбрали Wikia: тогда вам надо поискать аналогичные вашему сайты и на Wikia, и на Wikidot.
    3. Соберите команду для работы над wiki-сайтом. Вам понадобится мотивация и советы, так что рассказывайте о своем проекте и ищите единомышленников. Возможно, люди охотнее помогут вам, если вы привлечете их еще до создания wiki: так они почувствуют себя его основателями.

      Настройте права доступа. Ваш wiki-сайт установлен с набором прав доступа по умолчанию, которые могут подходить для вас, но многие владельцы сайтов захотят изменить условия, раз уж кто-то из пользователей имеет доступ к различному контенту и изменяет его. Особенно это важно для бизнеса, когда вы хотите, чтобы несколько сотрудников работали над страницей продукта, но не хотите, чтобы ее портили анонимные пользователи.

      • В настройках wiki можно указать, кто может отправлять записи и редактировать страницы, причем как в масштабе всего сайта, так и на уровне отдельной страницы.
      • Помните, когда вы начинаете, на вас лежит обязанность создавать контент, который приведет посетителей на ваш wiki-сайт. Убедитесь, что вы хорошо разбираетесь в теме, которую освещаете на сайте, чтобы вы смогли создавать обстоятельные статьи с первого же дня.
    4. Создайте категории. Страницы категорий содержат списки статей, которые связаны между собой по смыслу. В дополнение к категориям, содержащим основной контент, вам, возможно, стоит создать страницу категории «Организация» для главной и других страниц и, возможно, страницу «Помощь», в которой будут содержаться статьи и справки о сайте. При категоризации не забывайте, что у основных категорий могут быть подкатегории.

    5. Напишите руководство по стилю статей для вашего wiki-сайту. Руководство по стилю - это основные правила написания статей на вашем wiki. Руководство поможет другим авторам узнать, как должна быть представлена информация на сайте для пользователей. Вовсе не обязательно придумывать строгие правила, наоборот - будет лучше вооружиться гибкими правилами, ведь люди не смогут развивать ваш сайт, если будут связаны по рукам и ногам драконовскими правилами.

      • Возможно, стоит описать стандартные методы перелинковки статей и создания качественного контента.
      • Не все авторы вашего сайта будут следовать инструкции по стилю, которую вы создадите, но она поможет модерировать и редактировать статьи.
      • Написанное руководство - это куда лучше, чем хаотичные инструкции. Согласитесь, гораздо проще, когда вас поправляет текст, а не человек, верно?
      Привлекательность wiki в том, что каждый может редактировать его, но это же является и самой большой проблемой. Чем больше людей придет на ваш сайт, тем выше вероятность, что его испортят. К счастью, большинство wiki-программ позволяют быстро делать откат к предыдущим версиям статей.
      • Будьте максимально терпимы. Если ваша и новая версия статьи правильны, то оставьте версию пользователя. Это расширит "кругозор" вашего wiki-сайта и привлечет к нему больше пользователей.
    6. Продвигайте активных членов сообщества. Если ваш wiki интересен, некоторые люди будут часто возвращаться на сайт, чтобы создавать и редактировать контент. Если вы обнаружите, что эти люди увлечены вашим wiki, предоставьте им больше контроля над вашим сайтом. Поддерживайте и хвалите ваших редакторов. Очень важно, чтобы им было, к кому обратиться за помощью и мотивацией во время работы над сайтом.

      • Превращая авторов сообщества в администраторов, вы снимете с себя излишнее давление, которое появится, когда вы начнете модерировать и поддерживать сайт.
      • Откройте форум и страницы обсуждений, чтобы члены сообщества обсуждали правила и стиль wiki.

      Предупреждения

      • Не используйте чужой контент без соответствующего на то разрешения - это дело подсудное.
      • Если ваш сайт будет нарушать условия предоставления услуг сервиса, на котором он был создан, то его могут удалить целиком.
      • Некоторые люди будут удалять или портить контент вашего сайта. Вы, конечно, сможете откатить правки вандалов, но все же задумайтесь о том, чтобы создавать время от времени резервные копии. Если вы используете MediaWiki, то воспользуйтесь функцией "Protect", чтобы не дать пользователям, не имеющим соответствующего доступа, редактировать страницы сайта. Вы также можете использовать блокировки, после чего соответствующие пользователи (например, имеющие определенный IP-адрес) не смогут редактировать страницы, каким бы ни был статус защиты сайта.

    Все, кто используют компьютерную или мобильную технику, так или иначе, устанавливают приложения, осуществляющие выполнение той или иной задачи. Но далеко не каждый пользователь четко представляет себе, что такое компьютерная программа, как она работает, как создается, и т. д. Придется в этот вопрос внести ясность.

    Что такое компьютерная программа в общем понимании?

    Если исходить из общего определения, которое предлагается множеством интернет-ресурсов, почему-то понятие программы или приложения в большинстве случаев ассоциируется исключительно с исполняемыми файлами формата EXE, COM, и т. д. Позволим себе с таким утверждением не согласиться.

    Почти все современные компьютерные программы, список классификации которых будет приведен несколько позже, сами по себе не работают. Да, есть исполняемый файл, но ведь этого мало. Нужны еще и некоторые дополнительные компоненты, загружаемые в ту же оперативную память.

    Однако само понятие программы, как таковой, можно свести к тому, что она представляет собой некий набор команд и инструкций, передаваемых центральному процессору для обработки или произведения соответствующих вычислений, причем, в строго определенной последовательности.

    Чтобы машина понимала посылаемую в определенный момент команду для обработки и исполнения вне зависимости от языка программирования, на котором написано приложение, используется универсальное средство - двоичный код, представляющий собой последовательность нулей и единиц. Можно встретить еще и применение троичного или шестандцатиричного кода, но, как правило, в настоящий момент их использование сильно ограничено.

    Классы компьютерных программ

    Что касается классификации любого ПО, сегодня существует достаточно много систем, включающих в себя разделение по типам.

    Однако во всех системах классификации выделяют следующие компьютерные программы (список приводится ниже):

    • первичные системы ввода/вывода (BIOS, UEFI);
    • системные программы и их компоненты (операционные системы и их собственные службы);
    • сервисное и обслуживающее программное обеспечение;
    • среды разработки (создание программ);
    • прикладное ПО (узко ориентированные пользовательские программы, устанавливаемые на компьютер для выполнения конкретно поставленных задач).

    Не стоит удивляться, что в списке присутствуют даже операционные системы или BIOS. Любая современная ОС обеспечивает взаимодействие пользователя с программными и аппаратными средствами компьютера через командный или графический интерфейс, а первичная система отвечает за сохранение информации обо всех «железных» компонентах и тестирование оборудования на стадии включения компьютера.

    Как создаются приложения?

    В разработку особо вникать смысла нет, поскольку здесь могут понадобиться хотя бы базовые знания языков программирования.

    Достаточно отметить, что создание компьютерных программ сводится к написанию кода на самом языке (или с использованием сред разработки, например, Java SDK), тестированию приложения в самой среде и компиляции (преобразованию в код, распознаваемый машиной).

    Как работает большинство программ?

    Пользователь компьютерных программ не всегда понимает, как это все работает. Простейшие приложения, состоящие из одного исполняемого файла, уходят в небытие. Сегодня любая мало-мальски серьезная программа использует исполняемые файлы только для запуска основного интерфейса, после чего в оперативную память загружаются динамические библиотеки, содержащие исполняемые коды и команды, а также производится обращение к драйверам, управляющим компьютерным «железом», для задействования соответствующих их функций.

    В смысле работы приложений такое объяснение является весьма примитивным, однако, если не вникать в суть системных процессов, даже рядовому пользователю будет понятно, как это все функционирует.

    Практическое применение

    Использование компьютерных программ в большинстве случаев сводится к тому, чтобы запустить исполняемый файл формата EXE, который создается после установки приложения на компьютер (в мобильных устройствах применяются другие форматы). Для инсталляции предусмотрены те же исполняемые компоненты, обычно имеющие название Setup.exe (для обновлений системы Setup.msi). Но это не всегда так.

    Например, некоторые программные компоненты, представленные исключительно в виде динамических библиотек DLL, способны запускаться только в другой программной среде.

    Самым ярким примером являются VST-синтезаторы и эффекты, подключаемые к музыкальным редакторам и секвенсорам через соответствующий интерфейс или хост. Что такое компьютерная программа в этом смысле? Это даже не программа, а компонент, в котором прописан набор команд, исполняемых при подключении к интерфейсу и загрузке в оперативную память. Только из «оперативки» производится посыл на обработку центральным процессором, а не наоборот, как в случае с исполняемыми файлами.

    Проблемы совместимости

    Понятно, что создать какое-то универсальное приложение, которое бы работало абсолютно на всех известных операционных системах и устройствах, невозможно даже в принципе. Тем не менее, такие попытки предпринимаются, причем весьма небезуспешно (по крайней мере, в Windows что-то похожее есть).

    Чего стоят только облачные сервисы, позволяющие осуществлять доступ к хранению или редактированию информации любого типа без физической инсталляции ПО на пользовательский терминал. К хранилищам или редакторам доступ может быть осуществлен с любого устройства (ПК, ноутбуки, смартфоны, планшеты). А мультимедиа не обсуждается вообще. Через веб-интерфейс пользователь любого устройства получает доступ к медиа-контенту (тот же хостинг YouTube).

    Вместо итога

    Как видим, вопрос того, что такое компьютерная программа, имеет достаточно много ответов. С одной стороны, это вроде бы и набор команд, однако, если посмотреть на вопрос несколько шире, можно сделать вывод, что это совокупность кодов или компонентов, определяющих поведение операционной системы в целом и операций, производимых «железом».

    Таким образом, нетрудно сделать и вывод о том, что любая программа или приложение сами по себе ничего не стоят, если нет программной среды (ОС), в которой они смогут работать, или устройств, установленных на материнской плате, функции которых потребуются для исполнения определенных задач на текущий момент.

    Остается добавить, что здесь были приведены только самые простые трактовки компьютерных программ, принципов их создания и применения. На самом деле все гораздо сложнее, рассмотрение всех аспектов может занять достаточно много времени. Тем не менее, если хорошенько порыться в соответствующей литературе, найти подробные инструкции по какому-то отдельно взятому программному продукту не так уж и сложно (как правило, такие описания присутствуют даже на сайтах загрузки в виде предварительной информации о возможностях скачиваемых приложений).

  • Понравилось? Лайкни нас на Facebook